Металл Украины и мира

Китай: борьбу правительства с перепроизводством стали трудно назвать успешной

Принудительная консолидация отрасли не привела к закрытию избыточных мощностей – этому отчаянно сопротивляются власти на местах. Экономические меры вроде пошлин на экспорт низких переделов, как и антидемпинговые барьеры, возведенные в других странах, не действуют – имеются обходные пути. Но теперь у китайских политиков появилась новая идея. Они решили открыть отрасль для иностранных инвесторов, которые могли бы обеспечить заводы современными линиями производства высокотехнологичной продукции и закрыть устаревшие предприятия.

На протяжении двух десятилетий Китай интенсивно наращивал сталелитейные мощности, но это не лишало внутренний рынок привлекательности – вплоть до недавнего времени он поглощал рекордные объемы металла. Но период, когда рост ВВП измерялся двузначными цифрами, остался в истории, и отрасль столкнулась с проблемой перепроизводства. В последние годы эта проблема быстро усугублялась. Несмотря на торможение подъема экономики, и, соответственно, спроса на сталь, компании продолжали наращивать выпуск металла. За первые три квартала китайская промышленность произвела рекордный объем нерафинированной стали. По статистике CISA, годовой прирост ее выпуска составил 2,34%. При этом выплавка чугуна увеличилась на 0,38% до 542 млн. т, а производство проката – на 5,02% до 839 млн. т.

Избыток поставок спровоцировал ценовые войны, которые привели к обвалу цен до самого низкого уровня, начиная с января 2003 г. В этой ситуации быстро нарастали потоки экспорта: за первые 9 месяцев поставки проката за рубеж увеличились на 39,3% до 65,34 млн. т. Аналитики CISA полагают, что экспорт за весь 2014 г. превысит 80 млн. т. При этом в ассоциации опасаются, что рост экспорта продукции низких переделов может привести к торговым конфликтам. И эти опасения небезосновательны. Британское аналитическое агентство MEPS указывает, что за первые 8 месяцев общий экспорт китайской стали, включая трубы и полуфабрикаты, увеличился на 36%, причем зарубежные поставки девяти видов низкопередельного проката выросли на 45%.

Правительство пытается вынудить производителей к переходу от выпуска низких переделов к продукции с высокой добавленной стоимостью (что привело бы к закрытию значительной части избыточных мощностей). В частности, из этих соображений были введены пошлины на экспорт стали низкой степени обработки. Но компании активно используют обходные пути. Например, в MEPS считают, что статистика по наиболее популярным статьям экспорта – горячекатаным рулонам, катанке и сортовому прокату – недостоверна. Тоннаж, проданный китайцами под названием “сортовой прокат” (и зарегистрированный так в официальных документах), в январе-августе увеличился на 75%. Эта цифра почти вдвое превышает средний прирост по остальным экспортным статьям. По мнению аналитиков MEPS, часть таких поставок на самом деле – заготовки, а фальсификация связана с желанием избежать пошлин. Еще одна схема, которая дает возможность удешевить экспорт, – легирование металла: добавка 0,0008% бора практически не меняет физических характеристик стали, но автоматически переводит ее в категорию “легированной”, которая облагается ощутимо меньшей экспортной пошлиной. При этом стоимость добавки бора в пять раз меньше выигрыша в размере пошлины.

По официальной статистике, в первом полугодии экспорт стали, легированной бором, составил 11,6 млн. т – около 30% всех зарубежных поставок. В Индии за первые пять месяцев местного финансового года объемы импорта увеличились на 21%, главным образом – за счет китайских поставок. Индийские производители, в частности JSW Steel, жалуются, что китайская сталь, легированная минимальным количеством бора, часто продается по ценам, которые ниже себестоимости такой продукции внутри страны. А в Японии, по данным Japan Iron and Steel Federation, за январь-август импорт специальной стали (исключая нержавеющую) увеличился на 177% до 524 тыс. т. Министр экономики, торговли и промышленности Таканари Ямасита сообщил китайским чиновникам о своих сомнениях по поводу поступающей в страну стали с добавками бора.

С другой стороны, вице-президент CISA Цзан Чанфу считает, что экспорт не может стать долгосрочным решением проблемы перепроизводства. По его данным, выручка крупных и средних компаний в январе-сентябре сократилась до 2,7 трлн. юаней ($440 млрд., годовой спад – 0,22%). При этом, хотя совокупная прибыль производителей выросла до 19,3 млрд. юаней, четверть компаний продолжает работать в убыток. И ситуация вполне может усугубиться.

Эксперты MEPS считают, что китайские заводы имели возможность увеличивать объемы продаж из-за ценовой конкурентоспособности, которая сохранялась, несмотря на затраты на фрахт и сравнительно долгое время выполнения заказов. Однако условия уже начинают изменяться. В аналитическом обзоре MEPS сказано, что в октябре произошли радикальные перемены в относительных тенденциях ценообразования на китайский экспорт и продукцию местных производителей на рынках-импортерах. Китайцы снизили цены на основную часть своего проката, в среднем на $13./т. При этом производители Северной Америки снизили продажные цены на своем рынке на $17, компании ЕС – на $27, а в Восточной Азии цены в октябре упали на $35/т. Таким образом, уменьшается разница в ценах, которая служит ключевым аргументом для покупателей в принятии решений, хотя, разумеется, играет свою роль и улучшившееся качество китайской продукции. Поэтому в MEPS ожидают, что в 2015 г. китайский экспорт пойдет на спад.

Сейчас для борьбы с перепроизводством китайские чиновники решили использовать новый подход. Как сообщило государственное агентство Xinhua News Agency, правительство открывает доступ частному капиталу к государственным предприятиям в отраслях с большим избытком мощностей – сталелитейной и нефтеперерабатывающей, а также в секторе производства этилена и некоторых других сферах. Новый закон сократит от 79 до 35 число отраслей, к которым ограничен доступ иностранного капитала, а количество секторов, в которых контрольный пакет может принадлежать только китайским бизнесменам, уменьшится от 44 до 32. Таким образом, будет аннулирован действовавший на протяжении девяти лет запрет на поглощение производителей стали иностранными компаниями.

В принципе эта схема уже отработана: несколько лет назад Китай приоткрыл для иностранных инвестиций свой финансовый сектор. Предполагалось, что это даст возможность китайским банкирам освоить разработанные в индустриальных странах банковские технологии и изучить принятые на западе системы менеджмента. Однако максимальный размер пакета, которым могли владеть иностранцы в китайских государственных банках, мог составлять не более 5%. Западные банки ринулись на привлекательный рынок с бумажниками наперевес. И Китаю этот шаг, безусловно, принес серьезные дивиденды. Но иначе обстояло дело с иностранцами, выигравшими аукционы: инвесторы обнаружили, что у них практически нет возможности влиять на ситуацию в финансовых институтах, в которые им удалось зайти.

Сейчас китайское правительство решилось допустить иностранцев в другие стратегические отрасли, но с поправкой: доступ не будут ограничивать. Ограничения наверняка оттолкнут сталелитейных магнатов, которые, разумеется, тщательно изучат печальный опыт банкиров.

По мнению китайских экспертов, получив полную власть над компаниями, иностранные инвесторы сумеют решить проблему, с которой сами китайцы, похоже, справиться не в состоянии: закрыть избыточные мощности, составляющие, по оценкам правительственных экспертов, более 200 млн. т. При этом компании получат от инвесторов деньги и технологии, необходимые для модернизации. Дело в том, что правительство стремится не только сократить масштабы перепроизводства низких переделов, а и создать импортозамещающие предприятия. По данным Bloomberg, за 9 месяцев импорт специальных сталей вырос до трехлетнего максимума.

Су Сянчун, главный аналитик Mysteel, считает, что новый закон будет способствовать достижению этой цели: “Иностранные инвесторы не заинтересованы в конкуренции на рынках низких переделов, они ориентируются на производство премиум-категорий стали, которые Китай не выпускает”. По мнению эксперта, таким инвесторам необходим полный контроль над активами, и они будут выбирать путь приобретений.

В принципе действовавший до сих пор запрет на полный иностранный контроль отталкивал от китайской сталелитейной отрасли отнюдь не всех инвесторов. Например, крупнейший производитель Австрии Voestalpine в октябре подписал предварительное соглашение об инвестициях ($176 млн.) в строительство завода по производству специальных сталей в Западном Китае, и планирует до 2020 г. построить в этой стране около 15 новых заводов. Теперь же, как надеются китайские лидеры, количество инвесторов увеличится. Да и упреков в дискриминации некитайского бизнеса станет поменьше. Впрочем, такие упреки, в частности от American Chamber of Commerce, до сих пор не мешали китайцам блюсти в первую очередь собственные интересы. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version