Металл Украины и мира

Турция: падение экспорта привело к сокращению объемов выплавки металла

Турецкий рынок играет важнейшую роль для украинских металлургов. За 8 месяцев на Турцию пришлось 14,4% украинского экспорта стали – полуфабрикатов, горяче- и холоднокатаных рулонов, а также катанки. Однако в последние месяцы обстановка в этой стране резко осложнилась. С одной стороны, турецкие металлурги столкнулись с ухудшением внешней конъюнктуры, а, с другой, Турция стала одним из объектов экспортной экспансии китайских компаний.

Турция представляет собой один из достаточно частых в ХХ веке примеров успешной государственной модернизации. Благодаря целенаправленной государственной политике и удачному стечению обстоятельств за последние четверть века Турция превратилась в современную промышленно развитую страну, экспортирующую широкий ассортимент продукции в Евросоюз и государства Ближнего Востока. Вследствие этого турецкая металлургическая промышленность демонстрировала в последние годы высокие темпы роста, увеличив выплавку стали от 18,3 млн. т в 2003 г. до рекордных 35,9 млн. т в 2012 г.

Правда, в последние два года Турция столкнулась с довольно серьезными проблемами. В стране обострилась политическая ситуация, что привело к беспорядкам в Стамбуле в мае прошлого года и весьма нервной обстановке во время местных выборов в марте и президентских в августе. Национальная валюта, лира, в конце прошлого – начале текущего года заметно понизилась в цене по отношению к доллару. Это ухудшило финансовое положение многих компаний, до этого активно привлекавших долларовые кредиты, и затормозило рост национальной экономики. Однако к осени 2014 г. большая часть этих проблем осталась позади. Экс-премьер Реджеп Тайип Эрдоган выиграл президентские выборы и таким образом упрочил свою власть. Турецкая лира в целом стабилизировалась по отношению к доллару и начала снова дешеветь только в октябре одновременно с рядом других мировых валют. Вновь ускорился рост в строительной отрасли, что позволило компенсировать сокращение выпуска машиностроительной продукции и бытовой техники, в основном идущих на экспорт.

По данным национальной металлургической ассоциации, в первой половине 2014 г. потребление стальной продукции в стране увеличилось на 2,0% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. При этом спрос на длинномерный прокат, в основном со стороны строительной отрасли, расширился на 6,8% до 8,2 млн. т, а на плоский – сократился на 3,3% и составил около 6,8 млн. т. На вторую половину текущего года и на 2015 г. прогнозировался дальнейший рост потребления сортового и фасонного проката благодаря реализации новых крупных проектов в сферах инфраструктурного и жилищного строительства. Пока что эти прогнозы сбываются. Несмотря на все проблемы, экономика Турции достаточно успешно развивается, спад начала года в основном преодолен. Однако турецкая металлургия оказалась в кризисе, истоки которого находятся за пределами страны.

Сталелитейная отрасль Турции изначально отличалась несбалансированностью. В 2013 г. эта страна экспортировала около 19 млн. т стали при собственном производстве 34,7 млн. т. Доля экспорта к объему выплавки таким образом составила 54,8%, что представляет собой один из самых высоких показателей в мире (для крупных производителей). Одновременно Турция импортировала 14,9 млн. т стали, из них 6,6 млн. т – из стран СНГ.

Исторически Турция, практически лишенная собственных источников металлургического сырья, импортировала заготовки, слябы и горячекатаные рулоны, а полученные из них арматуру, катанку, плоский прокат и трубы отправляла на экспорт. Вследствие этого для украинских металлургов жизненно важно, чтобы продукция турецких прокатчиков и трубников пользовалась спросом на внешних рынках.

Как раз с этим в последнее время и возникли большие проблемы. В первую очередь они коснулись Ближнего Востока, на долю которого в прошлом году пришлось около 40% турецкого экспорта стали. В их эпицентре оказался Ирак, крупнейший покупатель турецкой стальной продукции. В июне-июле радикальная группировка Исламское государство, изначально “накачиваемая” США, Саудовской Аравией и Турцией против Сирии, захватила треть территории Ирака, причем именно те районы, где обычно сбывалась большая часть турецкого длинномерного проката. В результате поставки этой продукции упали на 30-40% по сравнению с прошлогодними показателями, а в августе Ирак перестал быть ведущим покупателем турецкой стали, уступив первенство США.

Впрочем, снижение турецкого экспорта стальной продукции коснулось не только Ирака. В этом году резко упали поставки в Саудовскую Аравию и в меньшей степени в ОАЭ, где, с одной стороны, увеличилось собственное производство, а, с другой, возрос импорт из Китая. Египет в середине октября ввел пошлины на арматуру, которые коснулись в первую очередь турецких производителей. Наконец, обострение внутриполитической обстановки привело к сокращению спроса на длинномерный прокат строительного назначения в Ливане, Израиле и Йемене. Все это тоже напрямую коснулось турецких металлургов.

Еще одной напастью стала для них китайская экспансия. В сентябре-октябре китайские производители стали начали агрессивно продвигать заготовки, арматуру и катанку на ближневосточный рынок, в том числе и в саму Турцию. Кроме того, турецкие потребители получили от китайцев весьма выгодные предложения по горячекатаным рулонам. Китайская продукция котировалась (и котируется сейчас) существенно ниже турецкой, так что многие покупатели сделали выбор в пользу нового поставщика. Наконец, для Турции сейчас практически закрылся европейский рынок. Между тем в прошлом году на него пришлось 17,4% экспорта, или около 3,3 млн. т. Экономический спад в ЕС и падение курса евро до самой низкой отметки по отношению к доллару с лета 2012 г. сделали турецкую стальную продукцию неконкурентоспособной на территории Евросоюза. Скорее всего, в ближайшее время можно будет ждать расширения поставок европейского проката и слябов в Турцию.

По прогнозу национальной ассоциации экспортеров, в 2014 г. объем внешних поставок составит не более 17,5 млн. т, что почти на 8% меньше, чем годом ранее. По данным за январь-август, спад составил, правда, только 5,6%, но худшее, очевидно, еще впереди. Таким образом, при относительно благоприятной обстановке на внутреннем рынке турецкая сталелитейная отрасль оказалась уязвимой за рубежом. Из-за этого ухудшилась ситуация и для украинских металлургов.

Падение объемов экспорта привело к сокращению объемов выплавки металла в стране. По данным World Steel Association (WSA), за три квартала в Турции было произведено на 0,3% больше стали, чем в тот же период годом ранее, но показатели октября-ноября, очевидно, будут значительно хуже прошлогодних.

Из-за проблем со сбытом, прежде всего длинномерного проката, ряд турецких компаний, ранее выпускавших в основном арматуру на экспорт, были вынуждены сократить загрузку мощностей до 50-60% по сравнению с более 70% в прошлом году. Соответственно, в стране уменьшился спрос на заготовки и металлолом.

Стоимость арматуры на внутреннем турецком рынке за последние полтора месяца сократилась на $45-50/т из-за усиления конкуренции. Здесь не помогло даже оперативно принятое правительством в середине октября решение об увеличении до 40% импортной пошлины на сортовой прокат, направленное главным образом против китайских производителей. В настоящее время практически все поставщики длинномерной продукции в Турции ищут покупателей, в первую очередь внутри страны, так как на внешних рынках дела идут все хуже и хуже. Спрос на турецкую арматуру сохранился в основном в США и ОАЭ, но и там цены за последние пять-шесть недель опустились на те же $40-50/т. Не лучше обстоят дела и с турецким рынком плоского проката. Из-за поступления на местный рынок дешевых китайских горячекатаных рулонов местным компаниям с начала октября пришлось тоже понизить цены на $40-50/т. При этом потребители, в частности производители труб, настаивают на еще более серьезных уступках. Для украинских компаний дела в Турции, естественно, тоже обстоят не лучшим образом. В августе-сентябре они были вынуждены сократить поставки на этот рынок, так как из-за войны одни донбасские заводы остановились, а другие уменьшили объем выпуска на 40-50%. Сейчас поставки постепенно восстанавливаются, но спрос и цены, как говорится, уже не те.

Если в начале октября украинские заготовки в Турцию предлагались примерно по $500/т, FOB, то в начале ноября котировки провалились до $450-460/т, FOB, а встречные предложения поступают по еще меньшим ценам. Ноябрьские горячекатаные рулоны были проданы в Турцию по $490-510/т, FOB, но теперь покупатели будут настаивать на понижении как минимум на $20-30/т, чтобы импорт, облагаемый 5-9% пошлиной, мог конкурировать с местной продукцией. При этом общая тенденция пока остается негативной, так что цены, очевидно, еще не дошли до крайней точки спада.

Что касается более отдаленных перспектив, то следует отметить, что турецкая металлургическая промышленность по-прежнему ориентирована на рост. По данным национальной сталелитейной ассоциации, в конце прошлого года совокупные мощности по выплавке металла в Турции достигли 49,6 млн. т в год, и это, очевидно, еще не предел.

В частности, летом компания Habas, ведущий производитель длинномерного проката в Турции, пустила стан горячей прокатки мощностью 1,7 млн. т в год. Пока что на нем выпускаются относительно небольшие объемы горячекатаных рулонов в довольно ограниченном сортаменте, но в будущем году компания обещает вывести его на плановые показатели. Кроме того, о намерении расширить выпуск горячего проката на 700 тыс. т в год в течение трех лет сообщил и другой лидер турецкой металлургии, компания Erdemir.

Правда, одновременно в Турции должны появиться и новые потребители горячекатаных рулонов. В частности, в сентябре вступил в строй стан холодной прокатки на 350 тыс. т в год компании Gazi Metal. Группа Atakas планирует в конце 2015 г. пустить прокатный комплекс, включающий линию по производству 1,2 млн. т холоднокатаных рулонов в год, цинкованию на 450 тыс. т и нанесению полимерных покрытий на 250 тыс. т в год. По крайней мере, большая часть этих мощностей ориентирована на более стабильный внутренний рынок.

Однако увеличение производства происходит в Турции и в секторе длинномерного проката. Компания Kardemir пускает в эксплуатацию новый плавильный комплекс, включающий агломашину, доменную печь, кислородный конвертер и комбинированную МНЛЗ. После их ввода в строй в конце 2015 г. компания планирует увеличить выплавку стали на 1,4 млн. т в год, причем половина этого объема должна прийтись на товарные полуфабрикаты. Также компания Kardemir Haddecilik строит электросталеплавильный комплекс на 720 тыс. т в год, который должен быть закончен к осени 2015 г., а KOC Iron & Steel разрабатывает проект модернизации, направленный на увеличение производства товарных заготовок на 200 тыс. т в год.

Перспективы турецкой отрасли по выпуску длинномерного проката, а, соответственно, и украинских поставщиков заготовок в эту страну, зависят не столько от внутреннего рынка, сколько от Китая и обстановки в государствах Ближнего Востока.

Китайские компании в начале ноября не проявляли особой активности на ближневосточном направлении. Хотя они еще, безусловно, в состоянии продолжить понижение котировок, но опасаются возможной отмены возврата экспортного НДС с начала будущего года. Пока этот вопрос не решится, китайцы, по-видимому, будут проявлять осторожность. В то же время нынешнее положение на Ближнем Востоке не дает особых поводов для оптимизма. Цены на нефть снижаются, политическая напряженность растет, а саудовские, оманские и эмиратские компании продолжают реализацию новых металлургических проектов, что, скорее всего, означает дальнейшее сужение спроса на импортный прокат в странах Персидского залива. Судя по всему, турецкую металлургическую отрасль ждут нелегкие времена. А вместе с ними надо быть готовыми к новым испытаниям и украинским меткомбинатам. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version