Спад на мировом рынке черных металлов, начавшийся еще в сентябре, продолжается уже три месяца подряд и еще, судя по всему, не дошел до своей крайней точки, хотя цены на многие виды стальной продукции и металлургического сырья уже опустились до самого низкого уровня с 2009 г. При этом, в наибольшей степени упали цены на длинномерный прокат на Ближнем Востоке: в течение ноября котировки на турецкую арматуру и заготовки из СНГ сократились на $35-45/т. Плоский прокат за это время подешевел, в среднем, на $10-30/т на различных рынках. Как ожидается, в декабре спад может замедлиться, а во второй половине месяца – и прекратиться, но ближайшие перспективы все равно выглядят весьма неблагоприятными.
Падение мировых цен на сталь в последние месяцы 2014 г. имеют две основных причины, которые пока что остаются в силе. Это перепроизводство в Китае и общая слабость мировой экономики. Спрос на стальную продукцию, особенно, строительного назначения сейчас низкий, а объемы выпуска не сокращаются, оставаясь избыточными, чем способствуют минимальные за последние пять-семь лет цены на металлургическое сырье. Для большинства ведущих сталелитейных компаний нынешние котировки еще недостаточно низки, чтобы привести к убыткам и заставить принять решение о выводе из строя излишних мощностей.
По большому счету, глобальная экономика все еще продолжает расплачиваться за потребительский бум первой половины прошлого десятилетия – как теперь становится ясным, вызванный искусственно и не обоснованный объективными экономическими условиями. Одним из его последствий стал завышенный, неоправданно высокий спрос на ресурсы, в частности, стальную продукцию и сырье для ее изготовления. Это и привело к тому, что после “схлопывания” потребительского пузыря на глобальном рынке стали образовались огромные избыточные мощности – по некоторым оценкам, до 500 млн. т в год, т. е. около трети мирового производства.
Большая часть из них сосредоточена в Китае, который в последнее время был вынужден отказаться от прежней экономической модели, базирующейся на постоянном росте экспорта и кредитном финансировании производственной экспансии, и перейти к новой системе, в основе которой лежит постепенное увеличение внутреннего спроса. Этот поворот произошел довольно стремительно и оказался неожиданностью как для китайских металлургов, так и для поставщиков железной руды. И те, и другие оказались не готовыми к тому, что рост потребления стали в Китае внезапно прекратится.
Осознание этого факта осенью как раз и стало одной из основных причин обвала мировых цен на черные металлы. На протяжении последних нескольких лет Китай выполнял роль одного из двух “локомотивов” глобальной экономики, а сейчас, по сути, отказался от нее. Сообщения о снижении темпов экономического роста в КНР, поступившие в конце октября, оказались, можно сказать, последней каплей. Мировой рынок свалился в депрессию, отражением которой, в частности, стало падение нефтяных котировок.
Кроме того, стало окончательно ясно, что дешевизна сырья позволит китайским металлургическим компаниям и дальше увеличивать производство и, главное, экспорт стали. В октябре объем внешних поставок установил новый рекорд – 8,55 млн. т. Всего за десять месяцев китайцы отправили за рубеж почти 74 млн. т стали, более чем на 42% или на 22 млн. т перекрыв показатели аналогичного периода годичной давности. Некоторые страны начали ограничивать импорт китайской стальной продукции при помощи антидемпинговых исков, но пока этот процесс не привел к существенному сокращению поставок. Единственным исключением в этом году стали пошлины на китайскую катанку в США, но их последствием стала экспансия китайских компаний на альтернативные рынки – в первую очередь, Индии и стран Персидского залива.
Расширение китайского экспорта уже всерьез задевает интересы поставщиков из других стран. Еще в октябре на некоторых региональных рынках разразилась настоящая ценовая война. В ноябре она только усилилась, причем, китайцы впервые стали в ней не только защищающейся, но и проигрывающей стороной. В ноябре китайские горячекатаные рулоны были в значительной мере вытеснены из Турции и ослабили позиции в Европе. А китайские заготовки и длинномерный прокат стали менее востребованными в Средиземноморье.
Это несколько необычное развитие событий было обусловлено, в основном, действием валютных факторов. В течение последних месяцев заметно подешевели по отношению к доллару курсы таких валют как российский рубль, украинская гривна, турецкая лира, корейская вона, японская иена. Вблизи минимальной отметки за последние два года находится евро. В то же время, китайский юань на протяжении всего года сохраняет стабильное отношение к доллару и параллельно укрепляется вместе с ним.
Так что, китайская стальная продукция оказалась менее конкурентоспособной на мировом рынке. В октябре-ноябре котировки на прокат и полуфабрикаты опускали компании из СНГ, Японии и Турции, тогда как стоимость китайских горячекатаных рулонов, заготовки и катанки в ноябре уменьшилась, в среднем, всего на $10-15/т, причем, большая часть этого понижения приходится на последнюю неделю ноября.
При этом китайские металлурги, складывается впечатление, вовсе не настроены сейчас на продолжение ценовой войны. На внутреннем рынке цены в ноябре стабилизировались. Как ожидается, первое с 2012 г. снижение учетной ставки Народного банка Китая немного подхлестнет экономику, а производители с наступлением зимы все-таки сбавят выпуск, что поможет убрать с рынка часть излишков.
Вследствие этого в декабре длительный период падения котировок на стальную продукцию, наконец, может прекратиться. Однако, скорее всего, цены не оттолкнутся от “дна”, а останутся на относительно низком уровне в течение довольно длительного времени. Во всяком случае, уже заключенные контракты на первый квартал 2015 г. не показывают никакого роста по сравнению с текущими показателями. Дело в том, что основные проблемы рынка – недостаточный спрос и избыточный объем предложения – никуда не исчезли и, очевидно, сохранятся и в начале будущего года.
Еще один неблагоприятный фактор, который будет препятствовать удорожанию стальной продукции, – это низкие цены на сырье. Спотовые котировки на железную руду в ноябре впервые с 2009 г. опустились ниже отметки $70/т, CFR Китай, а цены на американскую нефть WTI – ниже $70/баррель. Причем, в обоих случаях падение вызвано, в первую очередь, избыточной добычей, а вывод с рынка невостребованных мощностей может занять немало времени – порядка нескольких лет. По крайней мере, многие эксперты прогнозируют, что “дно” на рынках руды и нефти будет достигнуто лишь ближе к середине 2015 г., а их дешевизна будет оказывать давление на металл. Поэтому максимум, о чем могут мечтать металлурги в декабре, – это стабилизация. О росте пока речи не идет. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)