Об угрозе полной остановки железнодорожного сообщения на территории проведения АТО в «Укразализнице» заявили 25 ноября. “Донецкая железная дорога (ДЖД) является госпредприятием, поэтому как только мы начнем действия по переносу на территорию Украины, мы понимаем, что получим противодействие со стороны ДНР и ЛНР. Поэтому фактически это может привести к полной остановке движения на оккупированных территориях” – отметил руководитель юридического департамента УЗ Олег Титов.
За день до этого вступило в силу распоряжение генерального директора ГП “Укрзализныця” Бориса Остапюка, согласно которому списание железнодорожного тарифа за перевозки груженого и порожнего состава за пределы Донецкой железной дороги производится на станции назначения, вместо утвержденного Уставом УЗ норматива оплаты тарифа перевозки грузов на станции отправления груза (за исключением перевозки импортных грузов).
Основная цель нового порядка -перенаправление финансовых потоков на другие железные дороги минуя Донецкую. 25 ноября Приднепровской железной дороге поступило устное указание от УЗ об остановке отправки вагонов собственности УЗ и УТЛЦ (общий парк) в адрес получателей Донецкой железной дороги находящихся на территории подконтрольной незаконным вооруженным формированиям. По прочим получателям Донецкой железной дороги отгрузка существенно ограничена и согласовывается ежедневно в индивидуальном порядке.
Руководство ЛНР/ДНР, в свою очередь, пригрозило полной блокировкой работы ДЖД вплоть до разрушения диспетчерских пунктов управления, систем обеспечения безопасности и связи железнодорожного движения. Таким образом, в “зону риска” ограничилась не только периметром проведения АТО, но и всей территорией, которую обслуживает Донецкая железная дорога. Счет идет на дни: без поставок сырья остановят свою работу как металлургические гиганты «Азовсталь», ММК им. Ильича, «Донецксталь» так и предприятия, связанные с ними производственными цепочками.
Металлурги уже давно работают в фактически полуосадном положении: начиная с августа по причине разрушения и блокирования инфраструктуры ДЖД существенно ограничено прохождение подвижного состава между Приднепровской, Южной и Донецкой дорогами. Как следствие, основной поток грузов на металлургические комбинаты Мариуполя и «Донецксталь» был вынужденно перенесен на ранее неиспользуемое направление Запорожье – Камыш-Заря – Мариуполь, что не позволяло в необходимом объеме обеспечивать комбинаты сырьем. Дальнейшие ограничения по поставкам сырья и вывоза произведенной продукции могут привести к полной остановке как металлургических производств так и предприятий – поставщиков сырья, в первую очередь коксохимических заводов и ГОКов. “Украинский ГМК столкнулся, пожалуй, с одной из самых серьезных проблем с момента начала АТО на Донбассе. Кроме непрекращающихся обстрелов предприятий и прилегающих территорий, разрушения значительной части энергетической и транспортной инфраструктуры, наши органы власти решили подлить масла в огонь”, – констатирует председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.
Прекращение сырьевых поставок угля и кокса (320 тыс. т в ноябре) и ЖРС (450 тыс. т в ноябре) приведет к остановке работы металлургических предприятий (Енакиевский МК, «Электросталь»), расположенных на территории подконтрольной ДНР/ЛНР и находящихся на территории Украины («Азовсталь», ММК им. Ильича). Это сократит экспортные отгрузки черных металлов в порты на треть (330-350 тыс. т ежемесячно, в основном порт Мариуполь), в том числе пострадают и порты Одесского региона – недополучение оценивается в 10-20 тыс. т ежемесячно. Возможная остановка металлургических предприятий в Донецкой области может привести к снижению потребности в ЖРС на 500-700 тыс. т ежемесячно.
“Учитывая практически полную загрузку глубоководных терминалов в украинских портах и неблагоприятную рыночную конъюнктуру, на экспорт эту продукцию отправить будет невозможно. Таким образом, останутся невостребованными объемы, сопоставимые с месячным производством ЖРС на Ингулецком или Полтавском ГОКах. Наибольшие объемы ЖРС по ж/д на Енакиевский МК, «Азовсталь» и ММК им. Ильича отгружают Ингулецкий ГОК (387 тыс. т в месяц, более 60%) и «Сухая Балка» (102 тыс. т, практически весь объем). Именно эти два предприятия являются наиболее уязвимыми”, – рассказывает председатель Федерации работодателей горняков Украины Сергей Сторчак.
Кроме металлургии, в крайне уязвимом положении оказались и предприятия ТЭКа. По Донецкой железной дороге ежесуточно отправляется 69 тыс. т угля. Для сравнения, в ноябре ТЭС и ТЭЦ Украины ежесуточно потребляли 86 тыс. т угля всех марок. В случае блокирования работы ДЖД Зуевская, Углегорская, Старобешевская, Луганская, Кураховская ТЭС гарантированно остановят свою работу. На фоне проблем с оплатой и поставками угля из ЮАР и фактического блокирования импорта из РФ у украинских теплоэлектростанций не останется другого выхода, кроме сжигания и производства электроэнергии из дорогого российского газа. Что прямо противоречит заявлениям об энергонезависимости и уходе от московской газовой иглы. Первая реакция “Я в принципе не понимаю логики – говорит заместитель главы Федерации работодателей Украины Алексей Мирошниченко. Украинская армия вместе с жителями Мариуполя защищают этот стратегический город, обороняют его уникальные предприятия от пуль и снарядов, а правительство уничтожает их росчерком пера. Кроме того, будут остановлены ГОКи, на многие украинские ТЭЦ больше не поступит уголь. Крупнейшие предприятия страны не заплатят налоги. Экономические последствия катастрофичны. Ошибочное решение, принятое на государственном уровне, которое необходимо исправлять максимально быстро”.
Схожую позиции выразил и губернатор Луганщины Геннадий Москаль. По словам главы Луганской администрации, “Укрзализныця” фактически блокирует работу одного из крупнейших предприятий области, которое расположено на контролируемой Украиной территории – Попаснянского вагоноремонтного завода. “Предприятие в условиях ограничения спроса со стороны “Укрзализныци” на ремонт вагонов сформировало заказ на 2014 -2015 гг., но их исполнению препятствует отмена “Укрзализныцей” разрешения на перевозку всех грузов и пустых вагонов к станции Попасная. Из-за этого на заводе, где работает около 2 тыс. человек, останавливается производство. Соответственно работники и их семьи остаются без зарплат, а бюджет – без налоговых поступлений”, – заявил Москаль. Губернатор направил обращение премьер-министру Украины Арсению Яценюку с просьбой поручить отменить указанный документ “Укразализныци” и способствовать бесперебойной грузоперевозке до Попасной.
Председатель Федерации транспорта Украины Орест Климпуш омечает, что ФРТУ понимает и поддерживает действия президента и правительства, направленные на упорядочение схем и порядков расчетов с государственными предприятиями, находящимися на территориях, временно неподконтрольных украинским властям в зоне проведения АТО. Но при этом хочет предостеречь от принятия не до конца продуманных решений, которые могут негативно отразиться на работе предприятий, которые исправно платят налоги в бюджет Украины, отчисления в Пенсионный и другие фонды, а также зарплаты своим многотысячным коллективам.
“Одно из таких решений – это переведение всех госпредприятий из зоны АТО на контролируемые властью территории, которое затрагивает в том числе и Донецкую ЖД, что значительно усложнит любые взаиморасчеты с этим предприятием, а следовательно может привести к остановке как пассажирского, так и грузового железнодорожного сообщения на территории Донецкой области. При этом считаем необходимым предусмотреть и продумать все возможные механизмы сохранения работы грузового ж/д транспорта в зоне проведения АТО и прилегающих территориях”, – рассказывает Климпуш.
На критически важной для экономики Украины Донецкой железной дороге возникла чрезвычайно сложная ситуация – с одной стороны от нее полностью зависят предприятия Мариуполя и значительной мерой – криворожского бассейна, с другой – ДЖД де-факто находится в заложниках у сепаратистов. В Киеве, похоже, приняли решение, подталкивающее ДНР к тому, чтобы та полностью ликвидировала железнодорожное сообщение в регионе. Однако при этом грузоотправителям не предоставлен план экстренных мер по альтернативным поставкам грузов. Корректировать ситуацию предстоит в считанные дни – иначе отраслевая проблема перерастет в разряд макроэкономических и “тушить пожар” придется ценой значительно больших ресурсов и усилий. (МинПром/Металл Украины и мира)