Металл Украины и мира

Украина: в 2014 году производство стали сократится на 5,5 млн. тонн

“Это уже можно считать фактом”, – уверен начальник аналитического отдела “Укрпромвнешэкспертизы” – УПЭ – Павел Перконос. В компании прогнозируют стальную выплавку в 2014 г. в диапазоне 27,3-27,5 млн. т. В 2013 г. страна произвела 32,7 млн. т. В объединении “Металлургпром” ожидают, что в 2014 г. будет выплавлено 27 млн. т стали – на 20% ниже результата 2013 г.

“Недостающие” миллионы тонн – это годовой объем стального выпуска на одном из крупных предприятий металлургического сектора Украины в лучшие периоды. В 2011 г. на таком уровне отработал, например, комбинат “Азовсталь”.

Украинский стальной спад принято объяснять, прежде всего, негативным влиянием войны на востоке государства. Летнее обострение ситуации в Донбассе привело к остановке значимых отраслевых активов либо к существенному затруднению поставок сырья и отгрузки продукции с них. В последний месяц лета среднесуточный выпуск стали на предприятиях черной металлургии страны составил 57 тыс. т. Это на 37,5% меньше, чем в мае. Пиковый суточный объем 2014 г. – 91,1 тыс. т.

Августовский обвал выплавки обусловили как разрушения производственных участков, так и вывод из строя инфраструктурных объектов: линий электропередач и железнодорожных станций. На данный фактор особо указывали в группе “Метинвест” Рината Ахметова и Вадима Новинского, некоторые активы которой “прочувствовали” боевые действия непосредственно.

Как следует из девятимесячного отчета группы, в третьем квартале по отношению к предыдущему здесь снизили добычу угля, производство кокса, выпуск чугуна и, соответственно, стали на 42% или на 1,24 млн. т. В зоне военных действий оказались два металлургических завода этой компании, коксохимическое производство и трубное предприятие. В непосредственной близости от нее – мариупольские комбинаты. В глубине занятой сепаратистами территории – угольное объединение.

В октябре группе удалось перезапустить Енакиевский метзавод, частично задействовать оборудование на Авдеевском коксохиме, переналадить пути снабжения и сбыта для Харцызского трубного завода. Существенно изменились логистические схемы. Сырье пришлось доставлять безопасным окружным путем, который помимо традиционной железной дороги теперь включает автомобильный транспорт и каботажные перевозки морем.

В ноябре работали все активы группы на Донбассе, сообщили в “Метинвесте”. Там уточнили, что загрузка – частичная, так как нерешенными остаются моменты с обеспечением сырьем и отгрузкой готовой продукции. Октябрьская активизация производства на заводах этой компании привела к локальному увеличению стальной выплавки в целом в Украине на 3,3% против сентября и на 9% – против августа до 62,2 тыс. т в среднесуточном измерении. По сравнению с сентябрем выпуск вырос на 120 тыс. т до 1,93 млн. т.

Алчевский меткомбинат простаивает. Это крупный отраслевой актив, входящий в корпорацию ИСД. На 50% плюс две акции принадлежит российскому капиталу. Предприятие находится на неподконтрольной Украине территории. В августе его остановили из-за прекращения поставок сырья. В ИСД остерегаются называть какие-то сроки перезапуска комбината.

Не работает и Донецкий электрометаллургический завод – ДЭМЗ, принадлежащий российской группе “Мечел” Игоря Зюзина. Предприятие в конце 2013 г. столкнулось с нехваткой металлолома. Сталь на нем в последний раз выпускали еще в январе, до начала оккупации Донбасса Россией. В “Мечеле” озабочены огромными долгами, а не реанимацией давно не интересного Зюзину актива. ДЭМЗ не относится к группе даже средних игроков сектора. Явно не его остановка привела к общему 15%-ному провалу украинского стального производства в январе-октябре до 23,4 млн. т.

На экспорт поставляется около 80% произведенного в Украине металла, и любые заминки с внешними продажами сразу же сказываются на выплавке стали в стране. Традиционные конкуренты отечественной металлургии на внешних рынках – Турция и РФ – смогли воспользоваться украинским форс-мажором. Если украинские металлурги в августе сократили внешние поставки продукции на 10% в годовом соотношении, то турецкие увеличили их на 2% к августу 2013 г. Россия в этот период показала значительный прирост – на 30% или 600 тыс. т, говорит вице-президент консалтинговой компании RCG Александр Сирик.

Перконос приводит такие цифры: если в первом полугодии среднемесячный объем экспортной отгрузки стальной продукции из Украины составлял 1,92 млн. т, то в июле-августе он упал до 1,75 млн. т. Производственные и логистические трудности в связи с войной на этом снижении сказались лишь отчасти, утверждает эксперт. Проблемы на внешних рынках у металлургов начались еще до российской оккупации. Для украинских предприятий критичной оказалась экспортная игра главного металлопроизводителя мира – Китая, сходятся во мнении аналитики.

Выпуск стали в этой стране в 2013 г. лишь немного не дотянул до 50% общемирового объема ее производства – 1,58 млрд. т. В сутки Поднебесная выплавляет стали больше, чем Украина за месяц. КНР также контролирует крупнейший импортный рынок железорудного сырья, на котором с начала 2014 г. происходит падение цен. За три квартала расценки на руду упали в Китае на 43%: со $135/т до $78/т. К третьей декаде ноября снижение достигло 47%, руда подешевела до $72/т.

Уменьшение рудных цен отразилось на сокращении затратной части металлургического производства в КНР. В результате китайские компании смогли заметно удешевить свой металл, поставляемый и на освоенные украинцами рынки – Ближний Восток и Северную Африку. Особо активно этот процесс проходил в сентябре-октябре, уточняет аналитик УПЭ. Предприятия из Поднебесной предлагали покупателям стальную заготовку на $10-20/т дешевле, чем украинские заводы. По готовой продукции разница могла достигать $70-80/т не в пользу украинских металлургов.

Сирик говорит, что в ноябре стальная квадратная заготовка из Украины предлагалась по $450/т на условиях FOВ – в портах Черного моря. Китайский экспортный прокат, продукт передела заготовки, тогда же котировался по $420/т для катанки и $410/т для арматуры. На стороне китайцев – более низкая себестоимость продукции.

“Это обеспечено масштабами производства и снижением цен на сырье”, – говорит представитель RCG.

Другой вектор внешних продаж украинской стали, по которому наблюдается провал, – СНГ и Россия. В протоколе ноябрьского балансового совещания “Металлургпрома” приводится такая статистика “Держзовнишинформа” – ДЗИ. За девять месяцев поставки металлопродукции в РФ по сравнению с тем же периодом 2013 г. уменьшились на 28% или 800 тыс. т до 2 млн. т. Российская доля в географической структуре украинского металлоэкспорта сократилась до 10% с 14% годом ранее.

В определенной степени на это повлияла военная агрессия России в отношении Украины. В октябре также “включился” финансовый фактор в виде заметной девальвации рубля. Это ухудшило конкурентные возможности импортеров проката в Россию, в том числе и украинского, констатирует Перконос.

Экспорт украинской стали в январе-сентябре уменьшился по сравнению с этим же периодом 2013 г. на 7% до 16,3 млн. т, отмечают в ДЗИ. Спад в натуральных продажах проходил на фоне падения цен, дополняют в RCG.

За год цена украинской стальной продукции на внешних рынках снизилась на 5-10%, подчеркивает Сирик. В случае с квадратной заготовкой минус составил $55/т с $505/т в конце октября 2013 г., конкретизирует он. Украинские металлургические компании пока выручает лишь девальвация гривны.

“Метинвест”, к примеру, первое полугодие завершил с уменьшением выручки на 8% по сравнению с январем-июнем 2013 г., но приростом чистой прибыли на 46% до более чем $650 млн. EBITDA группы в этот период увеличилась на 27%, превысив $1,6 млрд. В чем тут роль удешевления гривны?

“Девальвация позитивно влияет на финансовый результат экспортеров. Выручка у них номинирована в твердой валюте, а значительная часть себестоимости – в гривне”, – объясняет аналитик Concorde Capital Роман Тополюк. Понижение курса гривны к основным международным валютам на 50% с января по апрель, подсчитало руководство группы Ахметова и Новинского, позволило ей существенно сократить расходную часть по закупкам на внутреннем рынке. На курсовой разнице компания смогла сэкономить $570 млн. в затратах на производство и реализацию. Во втором полугодии позитив от удешевления нацвалюты также способен отразиться на финансовом результате металлургов. С начала 2014 г. к двадцатым числам ноября гривна девальвировала, по оценкам главы Нацбанка Валерии Гонтаревой, уже на все 100%. На украинских поставщиках материалов для металлургии девальвация сказалась хуже. Летом-осенью меткомпании придерживали валютную выручку, дожидаясь еще большего удешевления гривны. Это приводило к задержкам в гривневой оплате за стальной лом, поставляемый на предприятия в качестве сырья. “У некоторых металлоломщиков в данной связи образовалась “бешенная кредиторка”, – говорит один из экспертов.

Другой – гендиректор металлоломной фирмы “Укрметко ЛТД” Валентин Макаренко – обрисовывает проблему так: “Оплата с задержкой даже на две недели в гривне дает 10%-ную потерю капитала заготовителям лома из-за падения курса”. Макаренко признает, что в последние недели металлурги увеличили закупочные цены на лом с 3 тыс. грн./т до 3,5 тыс. грн./т или на 16,7%. Однако акцентирует внимание на том, что гривна обесценилась к доллару на 17%. “Для металлурга, продающего свою продукцию за доллары, повышение закупочной цены на лом в гривне вполне уместилось в ноябрьский тренд по курсу национальной валюты”, – резюмирует руководитель “Укрметко”.

Два-три года назад министр промышленности Украины в 1995-1997 гг. Валерий Мазур не уставал повторять на отраслевых встречах: в течение десяти лет сектор снизит годовой уровень выплавки стали до 26-28 млн. т. На тот момент подобный сценарий многим представлялся излишне пессимистичным. Все еще помнили докризисный пик выплавки – 42,8 млн. т в 2008 г. Не забылись и рекордные 52 млн. т в 1990 г.

“Наши предприятия не в состоянии эффективно конкурировать на глобальных рынках. Отрасль безвозвратно отстала от темпов внедрения передовых технологий в странах, входящих в десятку мировых производителей стали: Германии, США, России, Китае, Индии”, – аргументировал Мазур. В ответ ему называли цифры из инвестиционных планов компаний Украины. Прогноз экс-министра подтверждается раньше озвученного срока, хоть и не в прямой связи с одной только технологической неэффективностью отрасли.

В последние месяцы Украина уже не присутствует в десятке мировых производителей стали от Worldsteel. Вернется ли она туда в 2015 г., даже если война в Донбассе перейдет в плоскость действенного урегулирования? Для этого отрасли “всего лишь” следует наверстать упущения 2014 г.

Проблема в том, что внешний рынок может и не подождать украинских металлургов. С мировым профицитом мощностей в полмиллиарда тонн годовой выплавки найти замену “выпавшим” нескольким миллионам труда не составит. (Экономична правда/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version