Металл Украины и мира

Китай: перевод экономики к ориентации на рынок внутреннего потребления замедлил подъем ВВП и ограничил рост потребления стали

Многие годы попытки китайского правительства затормозить расширение сталелитейной промышленности были практически безуспешными, но теперь ситуация изменилась. Перевод экономики к ориентации на рынок внутреннего потребления замедлил подъем ВВП и ограничил рост потребления стали. Появление избытков металла привело к резкому росту экспорта, но на зарубежных рынках поставки из Китая все чаще наталкиваются на защитные барьеры. В этих условиях меры китайских властей по ограничению производства начинают действовать эффективнее. В отрасли начался кризис, но теперь его развитие вполне поддается управлению обычными экономическими рычагами. У китайской экономики продолжаются трудные времена. В ноябре 2014 г. годовой спад импорта составил 6,7%, а прирост экспорта – 4,7%. В частности, закупки железной руды сократились на 13,4%, а по сравнению с октябрем – на 15,1%. Цены на нее за 11 месяцев упали на 47,3%, поэтому затраты на производство стали уменьшились. Однако это сопровождается падением цен на конечную продукцию, причем спрос на нее ощутимо замедлился. В результате на внутреннем рынке образовались значительные избытки металла, и экспорт стали по сравнению с октябрем вырос на 13,7%.

Фактически в отрасли разворачивается масштабный кризис. По данным CISA, дневной объем выплавки стали у членов ассоциации в начале ноября достиг двухлетнего минимума – 1,64 млн. т. Подиндекс производства упал почти до 9-месячного минимума и составил 38,6%, причем он остается ниже 50% уже три месяца подряд. Подиндекс объема закупок тоже оказался в области сокращения – он упал на 5,8% до 46,2%. Подиндекс импорта сырья снизился на 5,4% до 50,2%. При этом индекс покупательной способности (PMI) китайской сталелитейной промышленности упал до девятимесячного минимума, что указывает на продолжительный рыночный застой. По данным Комитета по сталелитейной логистике Всекитайской ассоциации по логистике и закупкам (CFLP), PMI отрасли остается ниже 50% уже семь месяцев подряд, а в ноябре он упал еще на 2,7% до 43,4%. Таким образом, все макроэкономические показатели либо уже вышли из безопасной зоны, либо приблизились к уровню 50%, разделяющему подъем и спад. И это еще не предел, поскольку слабый спрос и снижение затрат на сырье оставляют достаточное пространство для дальнейшего падения цен на сталь.

Китайские аналитики говорят, что все это связано с сезонными факторами – обычно в четвертом квартале заводы начинают профилактику и техническое обслуживание, поэтому объемы производства в этот период традиционно меньше, чем в предыдущие три месяца. Отчасти это объяснение справедливо, но – только отчасти. Основные проблемы китайской отрасли связаны с масштабным перепроизводством – количество мощностей превышает потребности страны примерно на 200 млн. т. Разумеется, они загружены отнюдь не полностью, а некоторые и вовсе простаивают. Тем не менее объемы выпуска стали изрядно превышают внутренний спрос. После недавнего пересмотра собственных оценок Worldsteel сообщила, что в 2013 г. в стране выплавка нерафинированного металла составила 822 млн. т, то есть она оказалась на 30 млн. т больше, чем сообщалось ранее. Эти цифры назвал председатель Baosteel Group Су Леджян, и агентство MEPS, которое уже давно критикует китайскую статистику, считает их правдоподобными. Его эксперты утверждают, что обычно официальные цифры занижены по сравнению с реальным объемом на 30-40 млн. т.

Сейчас спрос со стороны потребителей стальной продукции остается низким. Подиндексы новых заказов – и внутренних, и экспортных – в ноябре уменьшились на 7,2% до 40,2%, и на 5,4% до 49,5% соответственно. Слабый спрос уменьшил покупательскую активность посредников, и у производителей начал быстро повышаться уровень запасов продукции. Подиндекс запасов увеличился на 0,8% по сравнению с октябрем, до 53,9%. Впрочем, этот показатель в течение всего 2014 г. не покидал зоны подъема.

Улучшений пока не предвидится. По прогнозу правительственной консалтинговой группы China Metallurgical Industry Planning and Research Institute (MPI), в 2015 г. потребление конструкционной стали в строительстве увеличится на 1,28% до 395 млн. т. В целом же спрос на конечную продукцию увеличится на 1,41% до 720 млн. т. Для производства этого объема потребуется 834 млн. т нерафинированной стали (прирост – 1,71%). Это означает, что темпы роста ощутимо уменьшатся – в 2014 г. прирост потребления этих категорий металла составит соответственно 3,2 и 5,26%. Ожидается, что при этом импорт железной руды вырастет от 940 млн. т в 2014 г. до 1 млрд. в 2015 г.

Характерно, что пересмотрели свои прогнозы по Китаю и эксперты BHP Billiton, до недавнего времени с энтузиазмом утверждавшие, что пик производства стали в Китае будет достигнут, когда выпуск увеличится до 1,1 млрд. т, тогда как аналитики MPI предсказывали цифру 800-900 млн. т, а в обзоре Macquarie фигурирует 950 млн. т. Теперь гендиректор BHP Эндрю Маккензи признает, что в 2015 году рост потребления стали в Китае может затормозиться. А главный менеджер компании по маркетингу и железной руде Алан Чиргвин сообщил Reuters, что ожидает повышения спроса на сталь в Китае в 2015 г. всего на 0,5-1,5%, то есть в BHP теперь проявляют еще меньший оптимизм, чем в MPI.

Таким образом, рост потребления стали в будущем еще более замедлится. Меры, направленные на сохранение более низких темпов подъема экономики, в частности, сокращение кредитования и снижение ставок по депозитам, пролонгируют спад на рынке недвижимости. В том же направлении будет действовать и сокращение инвестиций в инфраструктуру. А острый дефицит наличности и резкое ужесточение мер по охране окружающей среды приведут к снижению производственной и покупательской активности.

Катастрофическая ситуация с экологией добавила проблем сталелитейной отрасли. Стремление правительства сократить эмиссию наряду с давним желанием ограничить избыточную активность производителей привело к решению удалить “грязные” предприятия от столицы. Сталелитейные заводы предполагается переместить на побережье – это часть более масштабной стратегии, нацеленной на консолидацию чрезмерно раздутого и сильно фрагментированного сектора.

Первой жертвой оказался пятый по величине завод страны Shougang Group, ранее расположенный в Пекине. Компания уже переместила производство в порт Каофидиань в провинции Хебей. Затем правительство оказало мощный нажим на власти Хебей, приказав им изыскать альтернативные источники подъема экономики. Эта провинция первой попала под удар, потому что именно там расположены семь из десяти самых “грязных” городов страны. Кроме того, это – крупнейший центр сталелитейного производства, выбросы которого загрязняют воздух в Пекине.

В июне центральное правительство утвердило план реструктуризации отрасли, разработанный в Хебей, в соответствии с которым местные власти обязались закрыть не менее 60 из 286 млн. т мощностей, имевшихся в провинции в конце 2013 г. Кроме того, за это же время им придется сократить потребление угля на 40 млн. т. Недавно сталелитейные заводы подписали соглашение с банками и местными властями о перемещении производства в припортовые зоны. Сейчас крупнейшая сталелитейная компания провинции, Hebei Iron and Steel Group, уже начала перемещать на побережье свой завод Shijiazhuang Iron and Steel. Позднее ее примеру последуют конкуренты. На первом этапе реструктуризации Хебей покинут 16 млн. т мощностей.

Агентство Xinhua сообщает, что закрытие заводов идет с опережением графика. К концу 2014 г. в главном производственном центре – Таншане – будет остановлено 20 млн. т сталелитейных мощностей. Это – половина того, что городу необходимо закрыть до 2017 г. Тем не менее в октябре министр экологии заявил, что некоторые местные правительства в Хебей пока только создают видимость бурной деятельности и подменяют содержание формой. Собственно, именно так они уже много лет реагируют на циркуляры центрального правительства, не желая лишаться налоговых поступлений и иметь дело с ростом безработицы. Тем более что новых источников подъема пока найти не удалось, и в сложившихся условиях ВВП провинции за первые три квартала увеличился только на 6,2%, а не на 8%, как планировалось.

В связи с этим вице-губернатор Хебей Йан Чонйон запросил помощи у Пекина. По его словам, провинция дорого заплатила за инициативы центрального правительства, и при повсеместном закрытии заводов, увольнении рабочих, отсутствии новых проектов и перспективы создания новых рабочих мест нет и возможности гарантировать доходы населения и обеспечить приемлемый уровень жизни. По его мнению, в такой ситуации нельзя обеспечить социальную стабильность. Все же в Пекине это понимают, и в качестве определенной компенсации в Хебей планируется перенести автомобильное производство из столицы. Кроме того, правительство разрабатывает планы интегрирования экономик Пекина, Хебей и Тяньцзинь, чтобы уменьшить диспропорцию в развитии региона. В соответствии с новой программой, “грязные” производства будут перемещены к портам, а в центре останется только обрабатывающая промышленность. Ожидается, что в результате этих перемен Северный Хебей и Пекин станут экологически чистыми зонами и превратятся в центры развития “зеленых” технологий.

Таким образом, структурные реформы китайской экономики привели к торможению подъема и, соответственно, к снижению спроса на сталь. Это создает рыночную основу, на которой меры административного воздействия могут оказаться достаточно эффективными для реальной реструктуризации отрасли. Если центральное правительство сумеет реализовать эти планы, китайское перепроизводство перестанет висеть дамокловым мечом над международными рынками. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version