Металл Украины и мира

Россия: чтобы отразить атаку китайских конкурентов, металлургам пришлось вступить с ними в ценовую войну

Небывалый рост китайского экспорта стали доставляет все больше проблем металлургам остального мира. Внешние поставки китайской стальной продукции за январь-ноябрь 2014 г. превысили уровень 2013 г. на 26,6 млн. т, в то время как мировой рынок стагнирует. Из-за этого китайская экспансия происходит за счет снижения доли рынка у металлургов других стран. Российским экспортерам пока удается отстоять свои позиции, но, как говорится, дорогой ценой.

Как сообщают китайские таможенные органы, в ноябре национальные металлургические компании отправили за рубеж 9,72 млн. т стали, превысив показатели АППГ на 94,4%. Предыдущий рекорд, поставленный, что характерно, в октябре, был превзойден почти на 13,7%. Всего за 11 месяцев объем экспорта достиг 83,6 млн. т, на 46,7% больше, чем годом ранее. Таким образом, велика вероятность, что в 2014 г. в целом китайцы экспортируют более 90 млн. т стальной продукции, тогда как в 2013 г. этот показатель равнялся 62,3 млн. т.

Если отталкиваться от данных за первые десять месяцев, то почти 50% поставок приходится на плоский прокат, а 33% – на арматуру, катанку и заготовки. Кроме того, в январе-октябре китайцы поставили за границу 3,76 млн. т фасонного проката и 8,14 млн. т труб. Их доли в объем объеме экспорта составили соответственно 5 и 11,5%. Почти 42% китайской стальной продукции были отправлены в Корею и страны АСЕАН, 9,4% – в государства Ближнего Востока, 7,4% – в Южную Америку и 6,0% – в ЕС. При этом поставки на Ближний Восток возросли почти в 2,3 раза по сравнению с прошлым годом, а в Индию – в 4,5 раза.

Интересы российских металлургов до недавнего времени относительно слабо пересекались с китайцами. Производители из обеих стран имели сравнимое присутствие, разве что, в Евросоюзе. По данным региональной ассоциации Eurofer, за три квартала 2014 г. китайцы поставили в ЕС около 3,0 млн. т стальной продукции, а российские компании – 2,0 млн. т (без учета полуфабрикатов). Впрочем, примерно на одном уровне находились только продажи холоднокатаных рулонов – порядка 710 тыс. т у китайцев и 630 тыс. т у российских металлургов. Китайский экспорт в Европу толстолистовой стали и проката с покрытиями многократно превышал российский, а российские компании вдвое опережали китайцев на европейском рынке горячекатаных рулонов.

Еще одно незначительное пересечение интересов наблюдалось на восточноазиатском рынке заготовок. Порядка 63% экспорта стали из РФ приходится на полуфабрикаты. Китай официально вообще не продает эту продукцию за рубеж, так как она облагается 25%-ной экспортной пошлиной. Однако под видом горячекатаного квадратного прутка китайцы в январе-октябре, по некоторым оценкам, могли отправить иностранным клиентам до 7-8 млн. т заготовки.

В первом полугодии эти поставки, в основном, направлялись на Тайвань и в страны Юго-Восточной Азии, нанося довольно ограниченный ущерб российским компаниям. Западно-Сибирский меткомбинат группы “ЕВРАЗ”, крупнейший российский поставщик заготовок на Дальний Восток, экспортировал в январе-октябре порядка 1,1 млн. т заготовок против около 1,25 млн. т за тот же период 2013г.

Наконец, китайцы значительно потеснили Россию на иранском рынке, предложив иранским компаниям возможность приобретать полуфабрикаты и прокат китайского производства за национальную валюту. В то же время, российским властям не удалось наладить с Ираном систему взаимных платежей в рублях и риалах (вернее, не больно-то и хотелось), что привело к утрате позиций российских компаний в этой стране. А бартерная сделка по обмену иранской нефти на российские товары, включая металл, анонсированные еще в начале 2014 г., так и не вступила в силу.

Но по-настоящему серьезной проблемой для российских компаний китайская стальная продукция стала с августа, когда китайцы резко расширили поставки заготовок в Египет и даже Турцию, а также горячего проката в ту же Турцию и другие страны Ближнего Востока. В частности, если в январе-сентябре 2014 г. Китай экспортировал в Турцию 300 тыс. т стальной продукции, то в одном только октябре – 84 тыс. т. В результате объем поставок за десять месяцев превысил прошлогодний более чем на 60%.

Чтобы отразить атаку китайских конкурентов, российским металлургам пришлось вступить с ними в настоящую ценовую войну. Благо (если это, конечно, можно назвать благом) падение рубля открывало весьма широкие возможности для снижения долларовых котировок. С начала сентября по декабрь стоимость российских заготовок при экспорте в Турцию и другие страны Ближнего Востока сократилась более чем на 22%, а горячекатаных рулонов – почти на 15%. В абсолютных значениях спад составил более $110 и около $80/т соответственно. Кроме того, за это время котировки на российский горячий прокат при экспорте в Европу упали от 420-435 до 380-400 евро/т, CFR/DAP. Вследствие этого понижения российская продукция оказалась в ЕС, Турции и в странах Средиземноморья дешевле китайской.

Судя по всему, российские компании и далее смогут защищать свои позиции на рынках этих стран от китайских атак, но при условии сохранения предельно низких цен. Здесь российским производителям будут помогать такие факторы как зимнее увеличение тарифов на фрахт между Китаем и Ближним Востоком/Европой, а также различное направление движения валютных курсов. В отличие от рубля, с начала июля по начало декабря подешевевшего более чем на 50% по отношению к доллару, юань так и остался словно привязанным (а может, и без всяких “словно”) к американской денежной единице.

Падение долларовых цен в России способствовало сокращению поставок китайской стальной продукции и на российский рынок. В январе-октябре в Россию поступило около 115 тыс. т китайской оцинкованной стали, на 15% меньше, чем в тот же период годом ранее. Импорт проката с полимерным покрытием, правда, увеличился за то же время на 2% до 285 тыс. т, но этот рост отражает сделки, заключенные летом 2014 г., когда доллар еще стоил около 35 руб. Осенью новые закупки китайского окрашенного проката осуществлялись только на Дальнем Востоке, где китайцы сохраняли преимущество в логистике. В европейской части России их материал, как минимум, на $50-60/т превышал в цене отечественный.

Таким образом, и получается, что слабый рубль сделал российских металлургов более конкурентоспособными, чем китайцы, – по крайней мере, в приоритетном для российских поставщиков регионе Европа/Ближний Восток, а также на внутреннем рынке. В частности, и благодаря этому российский экспорт полуфабрикатов, по данным Федеральной таможенной службы, вырос в январе-октябре на 2,4% по сравнению с АППГ, до 11,02 млн. т, а плоского проката – на 9,8% до 6,49 млн. т. Но в дальнейшем российским металлургам придется заплатить за сохранение объемов внешних продаж по тоннажу сокращением экспортных доходов. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version