Металл Украины и мира

Украина: список бирж, где будут проводиться электронные торги ломом, должен утверждаться исполнительной властью

Министерство экономического развития и торговли опять предпринимает попытку перенести на аукционные площадки если не всю торговлю металлоломом в стране, то хотя бы крупные сделки. Такая инициатива может выгнать из тени часть рынка, одновременно загнав в угол некоторых из нынешних ломотрейдеров.

Подготовленный в МЭРТ проект поправок к Закону Украины “О металлоломе” не содержит прямого требования продавать лом исключительно на аукционах. Однако разрешение на экспорт этого товара субъект хозяйствования сможет получить лишь в тех объемах, которые он официально приобрел на аукционных торгах. То есть на пути у экспортеров лома возникает еще один дополнительный барьер вдобавок к необходимости уплачивать пошлину и получать разрешения госорганов на вывоз.

Но если мыслить позитивно, то можно надеяться, что если закон заработает в таком виде, то отпадет за ненадобностью действовавшая до сих пор схема распределения квот на экспорт металлолома. По степени коррупционности она точно входила в украинский Топ-10. Сейчас же можно наблюдать, что МЭРТ пытается избавиться от привычки топорного управления рынком металлического вторсырья и перейти к более завуалированным рычагам регулирования. Хотя давать отрасли полную вольницу в министерстве пока не готовы. Соответственно, в проекте встречается еще несколько норм, ограничивающих свободу ломоторговли.

В частности, список бирж, где будут проводиться электронные торги ломом черных, а также легированных и цветных металлов, должен утверждаться исполнительной властью. С ней же согласовывается и регламент торгов. Выписку из реестра аукциона предлагается сделать одним из обязательных документов, без наличия которых регистрация внешнеэкономического контракта на экспорт лома невозможна.

При этом законопроектом предусмотрено закрепить за Кабмином право устанавливать граничные объемы экспорта лома или даже вводить полный запрет на такие операции. Полностью запретить предлагается и экспорт металлолома, полученного из воинских частей и подразделений, а также списанных агрегатов машин, судов, военной техники, железнодорожного подвижного состава в неразобранном виде. Еще одна поправка предписывает, что до 16 мая 2017 г. экспорт лома и отходов цветных и легированных черных металлов позволен только специализированным металлургическим перерабатывающим предприятиям, на которых он и произведен.

Авторы документа утверждают, что тот дает возможность сбалансировать интересы внутренних и внешних потребителей украинского лома. Как считают в МЭРТ, заинтересованность трейдеров в экспорте лома превышает существующие в стране запасы этого сырья, и приводят к значительным ценовым диспропорциям внутри Украины и за ее пределами. Вряд ли аукционы смогут полностью сгладить этот разнобой, но они хотя бы поспособствуют более прозрачному ценообразованию. Согласно проекту, результаты аукционных торгов будут открытой информацией, а перепродажа лотов запрещена. Это означает, что айсбергу придется выныривать на поверхность. К радости общественности и фискальных органов на аукционных торгах заставят светиться реальных игроков. Возможно, не всем это понравится, но в случае принятия данных поправок к закону можно ожидать существенного сокращения числа субъектов, занимающихся ломозаготовкой и ломоторговлей.

В начале года на одном из заседаний УСПП приводились следующие цифры. В Украине собирают примерно 6 млн. т металлолома в год, но занято этим сбором около 2500 фирм. Если сравнивать с Россией, то там работают 250 компаний, зато собирают 16 млн. т, в Великобритании – 600 компаний и 28 млн. т. Такая “размельченность” отечественной ломозаготовки косвенно указывает на присутствие в ней теневых течений. Ряд сборщиков предпочитают работать исключительно в кэш, многие готовы закрыть глаза на происхождение товара. Сейчас последняя проблема становится еще острее, поскольку операторы ожидают выброса на рынок ресурса из зоны АТО, который вряд ли будет сопровождаться безупречной документацией. Предложенный МЭРТ законопроект способен облегчить государству учет оборота лома. Однако даже те трейдеры, которые не против работать по-белому, видят в документе серьезные неувязки.

“Проект регламентирует деятельность “чистых” торговцев ломом, но не учитывает специфики работы компаний полного цикла или тех, что входят в состав интегрированных холдингов, – отмечает маркетолог одной из таких компаний. – Допустим, мы собираем лом преимущественно для собственных нужд, но по тем или иным обстоятельствам у нас появились излишки, которые мы готовы отправить на экспорт. Нам что, их самим у себя покупать на аукционе?”. Кроме того, механизм аукционных торгов усложнит компаниям, ориентированным на внешние рынки лома, процесс составления долгосрочных контрактов. Ведь нет 100%-ной гарантии, что на торгах им удастся приобрести весь необходимый ресурс, обещанный клиенту. В контексте данной правительственной инициативы уместно вспомнить, что Украина пока не может похвастаться удачной практикой проведения биржевых торгов стратегическими товарами. Аукционы по продаже нефти и сжиженного газа хотя и регулярно проводятся, но постоянно сопровождаются скандалами и закулисными играми, при этом их периодически монополизирует та или иная бизнес-группа (как, например, “ВЕТЭК” – по газу или “Приват” – по нефти). Попытки же вывести на открытые аукционы уголь или электроэнергию не увенчались успехом, в первую очередь – из-за саботажа самих участников этих рынков.

К тому же металлолом по своей природе является довольно сложным биржевым продуктом ввиду своей разнородности. Поэтому даже в мировой практике случаи его реализации через систему публичных торгов встречаются нечасто. Правда, сейчас возможность регулярных торгов ломом рассматривают даже на Лондонской бирже металлов. Хотя, например, попытка продавать на LME лоты со стальной заготовкой, также отличающейся многогранностью, оказалась маложизнеспособной. Впрочем, как считает эксперт консалтинговой группы RSG Александр Сирык, классифицировать и стандартизировать лом для вывода на биржу, выделив определенные виды с более-менее прозрачной ценовой градацией, возможно. “Существуют определенные референтные цены, которые могут использоваться как мировой ориентир для внутренних торгов и экспорта. Для украинского рынка это, к примеру, могут быть публикуемые цены европейского экспортного рынка – лом HMS при поставке из Роттердама, – объясняет он. – Есть также практика использования публикуемых цен на металлолом в качестве фактора ценообразования для производителей готового металлопроката. В этом случае для долгосрочных контрактов определяется базовая цена и переменная составляющая, которая зависит от колебаний цены металлолома или производных индексов”.

По данным объединения “Металлургпром”, за 11 месяцев на предприятиях страны заготовлено чуть больше 3 млн. т лома, что на 22% меньше, нежели годом ранее. За тот же период на экспорт отправлено более 800 тыс. т лома. При этом трейдеры готовы отправить за рубеж еще от 200 до 500 тыс. т – были бы разрешения. Но даже если по итогам года объем экспорта превысит 1 млн. т, это уже станет рекордным показателем за последние 5 лет.

Согласно оценкам ГП “Укрпромэкспертиза”, по итогам года суммарный объем заготовки лома в стране составит 5,2-5,3 млн. т, то есть примерно на 5% меньше, чем год назад. Поскольку же падение производства в ГМК Украины демонстрирует более высокий темп, то остро дефицит сырья в условиях некоторого снижения ломосбора внутри страны не чувствуется. Несмотря на периодические жалобы со стороны предприятий, что им не удается выполнять графики по поступлению лома и приходится использовать больше чугуна в процессе выплавки стали. Если бы ситуация была настолько печальной, рос бы импорт. Пока же наблюдается обратная тенденция.

К тому же существенное осеннее повышение внутренних цен на лом (в среднем на 15%) может стать дополнительным стимулом для активизации предприятий втормета. Согласно оценкам аналитиков ломозаготовительной компании “Альфамет”, сейчас на рынок давят два противоборствующих фактора. С одной стороны, наступил зимний сезон, когда активность ломозаготовителей традиционно ниже. А на складах сталеваров индекс запасов лома составляет всего лишь 12 дней работы, это – довольно низкий уровень. С другой стороны, лом остается переоцененным по сравнению с железорудным сырьем. “Если цена руды продолжит уменьшаться, то не стоит ждать очередного повышения цена на металлолом”, – отмечают в “Альфамете”.

Согласно наблюдениям “Металл-Эксперта”, к концу ноября интенсивность поставок лома в адрес сталепроизводителей Украины несколько возросла (примерно на 1,5 тыс. т в сутки). В то же время с внешних рынков поступают сигналы о снижении спроса. В частности, из Турции – основного места сбыта – приходят только единичные предложения, а закупочные цены на портовых площадках сохраняются на уровне цен, которые ниже внутреннего рынка. Появление в этом сложном механизме балансов и противовесов еще одной существенной гирьки в виде аукционов потребует от рынка реагировать изменением некоторых форматов. По факту инициатива может быть выгодной для больших меткомбинатов, поскольку возникнет еще один порог на пути утечки лома из страны. В то же время для узкопрофильных ломовых компаний она может превратиться в дополнительную головную боль. Тем более не стоит упускать из виду, что еще в 2014 г. более половины заготовки металлолома в стране контролировали компании, находящиеся в большей или меньшей близости к беглому президенту Виктору Януковичу. Вполне вероятно, что их конкуренты захотят воспользоваться изменением правил и политической ситуации. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version