Металл Украины и мира

Мировой рынок: ассоциация Worldsteel опубликовала предварительные данные по итогам работы в 2014 году

Мировая сталеплавильная промышленность в 2014 г. замедлила темпы роста и при наихудшем сценарии уже в 2015 г. может перейти в стадию стагнации. Очередной производственный рекорд достигнут, но за ним неизбежно последует спад. Это еще больше усложняет задачу по выходу из кризиса для украинских металлургов. Между тем, у них и так хватает проблем, нехарактерных для остальных участников рынка.

Ассоциация Worldsteel, объединяющая 65 стран – основных производителей стали, в начале января опубликовала предварительные данные по итогам работы в 2014 г. Они еще будут уточняться с учетом окончательных декабрьских результатов, но уже сейчас позволяют сделать выводы о состоянии дел в отрасли. Итак, в 2014 г. выплавка стали увеличилась на 2,7% до 1,625 млрд. т. За 2013 г. был получен прирост 3,5% до 1,607 млрд. т. То есть рекорды даются все труднее, глобальный стальной рынок четко сигнализирует, что близок к точке насыщения. И результат оказался гораздо хуже, чем ожидалось, поскольку в середине января год назад Worldsteel прогнозировала прирост выплавки в 2014 г. на 3,6%. Позитивную производственную динамику показали 45 стран-членов Worldsteel, отрицательную – 20. Но тут следует сделать поправку на фактор статистики, которая – дело тонкое. Причем не только на Востоке.

Например, в лидерах по темпам роста, на 95%, оказалась Молдова. Но это не означает, что соседи сделали большой скачок. Просто в 2013 г. Молдавский метзавод в Рыбнице заработал только с августа и в декабря остановился, а в 2014 г. смог возобновить производство уже с конца января. И если за 2013 г. выплавка, таким образом, составила всего 190 тыс. т, то прирост до 370 тыс. т в 2014 г. все равно нельзя считать реальным достижением для предприятия с проектной мощностью 684 тыс. т стали в год. Иными словами, желтую майку лидера от Worldsteel Молдова получила исключительно благодаря низкой сравнительной базе.

То же самое относится к Венгрии, обосновавшейся на втором месте с приростом в 34%. Данный результат также имеет вполне прозаическое объяснение: меткомбинат ISD Dunaferr, входящий в украинско-российскую корпорацию “Индустриальный союз Донбасса”, возобновил сталеплавильное производство из-за проблем с поставкой слябов с Алчевского меткомбината ИСД, который в ходе войны на Донбассе оказался на территории, захваченной боевиками ЛНР. По этой же причине есть прирост на 8,4% у Польши, где расположен меткомбинат ISD Hutа Czеstochowa. Предыдущие несколько лет на этих предприятиях работали только прокатные мощности, поскольку выплавка стали в Алчевске для ИСД обходилась дешевле.

Кстати, сама Украина выпала из ТОП-10 мировых производителей стали в рейтинге Worldsteel еще по итогам августа 2014 г. А после сентября опустилась еще ниже, на 12 позицию. Причины очевидны: большинство украинских метпредприятий находятся либо в зоне АТО, либо в непосредственной близости от нее. Артиллерийские обстрелы заводской территории, подрывы железнодорожных путей – все это мало способствует сохранению и улучшению производственных результатов. Вот почему по итогам 2014 г. Украина оказалась на втором месте по темпам снижения выплавки стали – на 17,5%. Большее падение только у Венесуэлы – 33,2%. Причем в этой стране также отмечается сложная обстановка из-за обвала мировых цен на нефть. Хотя войны там все-таки нет. Точно так же, как и в Объединенных Арабских Эмиратах, замыкающих тройку лидеров по темпам падения стального производства с минусом 16,2%.

Результат ОАЭ выглядит удивительно по целому ряду причин. Во-первых, регион Персидского залива – один из немногих мировых оазисов, где металлопотребление по-прежнему имеет положительную динамику. В регионе реализуется множество строительных проектов, начиная от подготовки к чемпионату мира по футболу в Катаре. А государственная корпорация Emirates Steel как раз и специализируется на выпуске арматуры и фасонного проката для строительной отрасли. Так что гораздо проще объяснить прирост выплавки стали в соседней Саудовской Аравии на 17,4%. Кроме того, еще в конце 2013 г. ES довольно удачно для себя решила вопрос с реструктуризацией задолженности на $1,1 млрд. Согласно сообщениям корпорации, она добилась более низких ставок по кредитам и продления срока выплаты на 8 лет. Пожалуй, единственное, что омрачало жизнь ES – так это засилье дешевой китайской металлопродукции на местном рынке, как отмечал глава компании Саид Аль-Ромайтхи в августе 2014 г.

По его словам, бить конкурентов ES собиралась качеством с упором на выпуск премиальной металлопродукции с высокой добавленной стоимостью. Очевидно, что эта стратегия себя не оправдала, хотя она довольно успешно сработала у европейских металлургов. Они не первый год находятся под постоянным давлением дешевого, хотя и низкокачественного китайского импорта. И никак не могут с ним справиться, несмотря на довольно большое количество антидемпинговых расследований Еврокомиссии. Последний по счету громкий скандал связан с декабрьскими обвинениями ассоциации Eurofer в адрес металлургов из КНР в недобросовестной конкуренции. По словам главы Eurofer Акселя Эггерта, она выражается в завозе в ЕС металлопродукции с повышенным в два раза содержанием бора, который для нелегированной стали может быть вредной добавкой. Но это позволяет китайцам декларировать такой прокат как легированный у себя на таможне и получать скидку 9-13% на экспортную пошлину в 17%. Тогда как потом при ввозе в ЕС металл определяется как нелегированный.

На этом фоне результаты Германии, увеличившей выплавку на 1,5%, и Австрии, снизившей на 0,3%, можно считать неплохим достижением. У немцев это концерн ThyssenKrupp и компания Salzgitter, в Австрии – концерн Voestalpine AG. ThyssenKrupp по итогам I-II квартала 2014 г. нарастила доналоговую прибыль на 88% до 1,251 млрд. евро, в III квартале – чистая прибыль 39 млн. евро против чистого убытка 395 млн. евро за тот же период годом ранее. Стоит отметить, что при этом полугодовые продажи TK снизились на 3% до 19,404 млрд. евро, в том числе европейского дивизиона – на 6,3% до 4,463 млрд. евро. Иными словами, успех флагмана немецкой металлургии во многом обеспечен за счет зарубежных филиалов, на которые пришлось 77% полученного дохода. Тем не менее предприятия евродивизиона ТК продавать не намерен, объявил в конце ноября генеральный директор Генрих Кейсингер. Что же касается Salzgitter, то она за 9 месяцев получила более чем скромную доналоговую прибыль 5,5 млн. евро. Но если учесть, что годом ранее убыток составлял 303,1 млн. евро, то это очень неплохой результат. Выплавку стали за январь-сентябрь 2014 г. Salzgitter увеличила на 4,2% до 5,518 млн. т, одновременно сократив продажи на 6,4% до 6,812 млрд. евро, что можно рассматривать как следствие снижения цен на металлопродукцию, не в последнюю очередь благодаря тем же китайцам. Компания в своем отчете указывает, что ситуация на стальном рынке Европы была в целом сложной, поскольку предложение металлопродукции продолжает превышать спрос. VoestAlpine также, несмотря на снижение продаж с апреля по сентябрь на 1,5% до 5,561 млрд. евро, смогла повысить доналоговую прибыль на 35,9% к аналогичному периоду, до 324 млн. евро. Таким образом, несмотря на все трудности, ведущим европейским производителям удалось приспособиться к новым особенностям посткризисного рынка и существенно улучшить финансовое положение. В том числе за счет падения цен на сырьевые ресурсы: железную руду, природный газ и кокс. Это, в свою очередь, позволило еврометаллургам проводить довольно агрессивную стратегию.

VA в конце октября объявила о строительстве в Китае завода по производству листового проката и готовности к новым приобретениям по всему миру. ТК в конце I квартала пустил новый металлопрокатный завод в штате Алабама. Впрочем, американский рынок не отличался особой активностью. Производство стали в США за 2014 г. выросло всего на 1,4%. Несмотря на это, рост доходов крупнейшего местного производителя US Steel в III квартале 2014 г. составил 11% до $4,6 млрд., чистый убыток сократился до $207 млн. против $1,79 млрд. годом ранее. То есть и здесь сказался позитив от ослабления ценового давления со стороны поставщиков сырья. Даже у китайцев, где производство стали за 2014 г. возросло всего на 3,8% по сравнению с 8% годом ранее, когда оно достигло 774,6 млн. т. По данным China Iron&Steel Association, за январь-октябрь чистая прибыль средних и крупных метпредприятий в КНР выросла на 61,3% до 22,656 млрд. юаней. Хотя выручка за 10 месяцев и снизилась на 1,03% до 3,01 трлн. юаней.

То есть практически повсеместно при небольшом росте выплавки в натуральном выражении у металлургов в 2014 г. отмечалось некоторое снижение доходов из-за того, что дешевела готовая металлопродукция. Однако поскольку это перекрывалось опережающими темпами падения цен на ЖРС, финансовое положение производителей заметно улучшилось. К примеру, в КНР убытки 21 метпредприятия сократились в январе-октябре на 24,1% до 9,014 млрд. юаней. При этом всего в CISA входит 88 компаний. Но в целом, переориентируясь на экспорт в условиях замедления внутреннего металлопотребления, китайцы по-прежнему больше берут количеством, чем качеством. Это отражается на их рентабельности производства – 0,75%. Для сравнения: у Voestalpine за апрель-сентябрь было 13,6%, годом ранее за тот же период 12,1%. Ну, а в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР) по-настоящему успешным 2014 г. выдался разве что для южнокорейских металлургов: они добились прироста выплавки на 7,8% главным образом за счет новых контрактов с японскими автомобильными и судостроительными корпорациями. При этом в самой Японии производство стали увеличилось на символических 0,2%.

Из этого следует, что в 2015 г. можно ожидать обострения торгово-таможенных войн в Северной и Южной Америке, а также в ЕС, направленных прежде всего против расширения присутствия производителей КНР на местных рынках. Стремиться к наращиванию объемов в ЕС и США компании не будут, предпочитая сосредоточиться на улучшении финансовых показателей. Положительные финансовые результаты 2014 г. позволяют им создать запас прочности для работы в 2015 г., сдерживая дальнейшее снижение цен на готовую металлопродукцию. В АТР продолжится замедление темпов роста в соответствии с законами цикличности экономических процессов. Ранее глава ThyssenKrupp Г.Кейсингер отмечал на металлургическом форуме в Сингапуре, что с оптимизмом смотрит на перспективы продаж в АТР. В частности, в Индонезии, по его словам, практически ежедневно вводится в эксплуатацию новый объект: мост, участок дороги, завод. Похожая ситуация в Малайзии и других соседних государствах. Но совершенно очевидно, что неограниченно долгое время развиваться такими темпами не в состоянии ни одна страна. Как это сейчас видно на примере Китая, снижение прироста с 8% в 2013 до 3,8% в 2014 г. можно считать достаточно резким торможением, за которым едва ли сразу последует новый взлет. И это должно сказаться на глобальных показателях выплавки стали в 2015 г. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version