Возможные изменения в налогообложении экспорта стальной продукции в Китае открыли дополнительные горизонты для украинских производителей длинномерного проката, прежде всего в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Но отечественным металлургам приходится соблюдать ценовую умеренность, чтобы не спугнуть тамошних потребителей.
В 2014 г. Ближний Восток оказался единственным мезорегионом, где украинским металлургам удалось укрепить позиции. В 2014 г. туда попадало уже более трети национального стального экспорта. Согласно таможенной статистике, за январь-ноябрь на ближневосточные рынки Украина отгрузила 7,56 млн. т металлопродукции, что на 500 тыс. т (7,3%) больше, чем в предыдущем году. Полной раскладки по декабрю на момент написания статьи еще не существовало. Но, по оперативным данным, декабрь ободрил украинских сталеваров дополнительными позитивными сигналами. Первый – это плавное повышение стоимости арматуры на турецком рынке (пока трудно судить, что это – долгосрочная или ситуативная тенденция). Второй, возможно, более важный, – добровольный исход китайских конкурентов из земель Средиземноморья и Персидского залива. На причинах подобного явления остановимся чуть ниже. Сначала – о его последствиях. Вновь открывшимися обстоятельствами уже воспользовался крупнейший в Украине экспортер длинномерного проката – “АрселорМиттал Кривой Рог”, подписав ряд свежих контрактов на продажу арматуры в Ливан и Алжир, пускай и по весьма скромной цене. Агентство “Металл Эксперт”, в частности, сообщает о заключении нескольких сделок на поставку в Бейрут 35-40 тыс. т украинской арматуры январского производства по $440/т, CFR. Это на $10-15 ниже, чем в предыдущих подобных сделках, зафиксированных в конце ноября. А в третьем квартале, помнится, цены вообще превышали $500.
Но против падающей конъюнктуры не попрешь. К тому же девальвация гривны помогает украинским металлургам легче переживать снижение цен, чем их конкурентам. Декабрьские прайсы АМКР для Ближнего Востока уже ниже, чем у турок, и примерно на уровне китайских аналогов. Впрочем, и этого достаточно. При равных ценах ближневосточные заказчики предпочитают брать украинский товар, поскольку сроки поставки в этом случае на 7-10 дней короче. Похожая ситуация наблюдается и на рынках Северной Африки, где стальная арматура из Украины в декабре наслаждалась стабильным сбытом, несмотря даже на заградительные таможенные пошлины в 5% в Египте и 15% в Алжире.
На криворожском комбинате надеются, что в январе спрос на их продукцию в регионе продолжит расти (возможно, и стоимость тоже). Это в западном мире индустрия только начинает отходить от Рождества, на Востоке Рамадан отгуляли намного раньше и сейчас там строительный сезон в разгаре. А Ливан традиционно выступает в роли железных ворот для всего региона, перераспределяя приобретенный сталепрокат по всему близлежащему арабскому миру. Ввиду этого обстоятельства ливанский рынок металла всегда выглядит профицитным. По оценкам местных трейдеров, в 2014 г. в страну ввезено около 1,3 млн. т сортового проката, при том что внутреннее потребление составляет не более 700-800 тыс. т.
Впрочем, украинским производителям не столь и важно, куда перекочевывает их продукция в дальнейшем. Больше волнует перспектива наращивания прямых поставок не только на Ближний Восток, но и в зону Персидского залива. В ОАЭ, Саудовской Аравии и остальных малых государствах нефтяного пояса в декабре пошатнулись позиции турецкой арматуры, которая вынужденно подорожала ввиду сезонного роста цен на лом в самой Турции. В то же время местные производители (Emirates Steel, Qatar Steel) нашли возможность опустить цены на свою продукцию. Несколько понизились в регионе и котировки на украинскую и белорусскую арматуру, что позволило им привлечь к себе больше внимания шейхов. Правда, эксперты MEPS побаиваются, что продолжительное падение цен на нефть вынудит страны Персидского залива притормозить инфраструктурные проекты. Со своей стороны правительства и Саудовской Аравии, и Эмиратов заверяют, что сокращать инвестиции в строительство пока не собираются. А вот российский рынок к началу зимы для длинномерного проката из Кривого Рога фактически был утерян. Пикирующий рубль привел к абсолютной нерентабельности такого экспорта. В ноябре заказчикам из РФ ушло только 17 тыс. т украинской арматуры, что в три раза меньше, чем было в октябре. В декабре тенденция прогрессировала. Одновременно она побуждала украинских производителей еще крепче держаться за надежный Ближний Восток.
Прелесть ближневосточной ориентации еще и в том, что китайцы, возможно, в 2015 г. будут реже сюда захаживать. Если металлургам из Поднебесной их правительство перестанет возмещать НДС, то китайская арматура на всех азиатских рынках подорожает порядка на $40-50/т. В разрезе ближневосточного региона с его удаленным транспортным плечом это означает абсолютную потерю конкурентоспособности. Но даже нынешняя неопределенность с налогом ставит производителей арматуры в Китае в довольно неудобное положение.
На протяжении декабря значительная часть из них покинула ближневосточный рынок до выяснения ситуации. Их мотивы: лучше придержать товар, чем, законтрактовав его сегодня, завтра понести убытки. Продолжают торговлю в Ливане и окрестностях лишь самые рисковые китайские игроки, готовые продавать товар даже по $400-410/т. Как правило, это компании, срочно нуждающиеся в денежных средствах и поджимаемые кредиторами.
Китайское правительство еще в ноябре высказалось о целесообразности отмены частичного возврата НДС при экспорте из страны металлопродукции с добавлением бора. Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы в металлургии КНР, хотя никаких дальнейших шагов по развитию данной мысли власти в Пекине не принимали. Но подобное решение на рынке считают вполне возможным. Ведь по большинству позиций стального экспорта из Китая НДС не возвращается уже давно. Под исключение попадают лишь некоторые виды продукции, в том числе из стали с микродобавками бора.
Китайские металлурги в последние годы активно злоупотребляют этим элементом как с целью оптимизации налогообложения у себя дома, так и с целью ухода от антидемпинговых санкций за рубежом. Сотые доли бора в прокате никоим образом не влияют на его технические свойства, но по документам продукт теперь можно оформлять как легированную сталь, на которую санкции не распространяются. Некоторые страны, защищающиеся от китайского экспорта, уже раскусили этот трюк, и распространяют действие ранее введенных пошлин и на сталь с примесью бора, как, например, сделали Мексика или Бразилия. Но и в Пекине понимают, что из-за бора бюджет страны теряет деньги. Хотя, похоже, еще не посчитали, что хуже – продолжать возвращать НДС или поставить подножку собственным экспортерам? В профильной ассоциации металлургов Китая считают, что такая неопределенность может затянуться на полгода. Этим временным лагом грех было бы не воспользоваться украинским сталепрокатчикам. Что они уже частично делают.
Как сообщил в ноябрьском интервью журналу Forbes недавно назначенный гендиректор АМКР Парамжит Калон, сейчас 75% продукции комбината идет на экспорт, в котором, в свою очередь, 75% приходится на Ближний Восток. Причем свои потери на российском направлении “Криворожсталь” опять же намерена компенсировать за счет увеличения присутствия на ближневосточных рынках. Осенью 2014 г. АМКР заметно нарастил поставки продукции и на внутренний рынок, но слабый спрос не позволяет предприятию ставить его в ряд своих приоритетов, несмотря даже на то, что внутренние цены на ту же арматуру в декабре были выше, чем экспортные.
При этом именно арматура является в последнее время самым маржинальным продуктом для АМКР. По оценкам аналитика инвестиционной компании Concorde Capital Романа Тополюка, в октябре каждая та арматуры приносила комбинату порядка $40. маржи. Сейчас, когда цены еще больше просели, этот показатель несколько снизился. Тем не менее он вполне достаточен для того, чтобы идти на определенные уступки клиентам, но расширяя зато ареалы сбыта. Эксперты ГП “Укрпромвнешэкспертиза” прогнозируют, что в 2015 г. цены на арматуру в портах Черного моря упадут в среднем на 9% против среднегодового показателя 2014 г. Но и себестоимость квадратной заготовки, из которой производят арматуру, снизится примерно также. Таким образом, как образно заметил начальник аналитического департамента “Укрпромвнешэкспертизы” Павел Перконос, отечественные производители проката сохранят при себе некую подушку безопасности, которую они приобрели в 2014 г. благодаря удешевлению сырья и ослаблению национальной валюты. Подушка поможет им маневрировать на самых резких ценовых виражах и, вероятно, сохранять рентабельность даже в условиях нисходящего ценового тренда. (МинПром/Металл Украины и мира)