Металл Украины и мира

Мировой рынок железной руды: обвал цен на нефть изменил расстановку сил

Резкое снижение цен на судовое топливо привело к радикальному сокращению расходов на транспортировку сырья в Китай, поэтому австралийские Rio Tinto и BHP Billiton утратили свое основное преимущество перед Vale. Теперь именно бразильская компания оказалась самым низкозатратным производителем мира. С другой стороны, остались в выигрыше и небольшие австралийские поставщики: у них появилась возможность еще немного продержаться на плаву в ожидании чуда – резкого повышения китайского спроса.

Стратегия выдавливания конкурентов путем заполнения рынка избытками, как это делают сейчас крупнейшие железорудные компании, отнюдь не нова. И используют ее по мере надобности в самых разных сферах. По этой же схеме действуют и страны ОПЕК. Разумеется, они при этом теряют прибыли из-за падения цен на нефть, зато сохраняют свои рыночные доли или увеличивают их за счет более затратных компаний. В прошедшем году цены обвалились на 50% (самый глубокий спад после кризиса 2008 г.), поскольку в США добыча нефти уже достигла 30-летнего максимума, а страны ОПЕК не желают уступать рынок конкурентам. Соответственно упала и стоимость судового топлива – на 55%.

На рынке железной руды от этого больше всего выиграли самые удаленные производители, поскольку для них фрахт составляет значительную часть общих затрат. По данным Citigroup, с июля тарифы на транспортировку руды судами Capesize из Бразилии в Китай снизились на $10/т (48%), а из Австралии – на $3 (36%). В результате Vale по уровню затрат опередила австралийских конкурентов, у которых было естественное преимущество – сравнительно короткое транспортное плечо. По данным Пола Гэйта, аналитика лондонской фирмы Sanford C. Bernstein, на протяжении последних 5 лет затраты на транспортировку руды в Китай из Бразилии составляли в среднем $23/т, а из Австралии – $9. Теперь же затраты Vale, включая доставку в Китай, стали на $6/т меньше, чем у австралийских экспортеров.

Таким образом, обвал нефтяных цен вывел Vale в лидеры гонки за снижение себестоимости, а это нарушает планы BHP, которая еще в прошлом году объявила, что собирается стать самым низкозатратным производителем. Сейчас у этой группы себестоимость без фрахта и роялти составляет $25/т, и компания намеревалась снизить ее до менее $20, опередив по этому показателю Rio ($20,4/т в первом полугодии 2014 г.).

Кроме того, хотя основная конкуренция за рыночные доли происходит сейчас между членами “большой тройки”, стоит отметить, что у Vale, BHP и Rio возникла еще и общая неприятность: колебания валютных курсов препятствуют быстрому выдавливанию с рынка затратных конкурентов. По оценкам аналитиков Citigroup, эти колебания привели к сокращению затрат у экспортеров железной руды с самыми высокими расходами примерно на $7/т. В результате, по данным RBC Capital, повысилась маржа даже у самых проблемных австралийских производителей – на 16 австралийских долл. ($13/т) у Atlas Iron и на 11 австралийских долл. у BC Iron. Этот рост более чем скомпенсировал падение цен в четвертом квартале (около $8-10/т). Фактически экспортеры выигрывают за счет сокращения добычи в Китае. Снижение расходов на транспортировку лишило местных производителей руды их единственного конкурентного преимущества – географического. Таким образом, стратегия горнорудных гигантов все же увенчалась определенным успехом.

Руководители Rio и BHP неоднократно утверждали, что конечным результатом их масштабных расширений в Западной Австралии должно стать вытеснение с рынка более затратных производителей. И, похоже, с китайскими компаниями, у большинства из которых себестоимость руды в два раза выше, чем у австралийских конкурентов, это действительно работает. Объем национальной добычи в 2014 г. увеличился только на 3,9% до 1,5 млрд. т, хотя еще в 2013 г. прирост составил 9,9%. При этом импорт в прошедшем году увеличился на 13,8% до рекордных 932,5 млн. т. И этот скачок не связан с ростом объемов производства стали – по официальным данным, за первые 11 месяцев годовой прирост выплавки металла составил только 1,9%. Не связан он и со значительным ростом запасов. Наоборот, по статистике Shanghai Futures Exchange, в первой декаде января они сократились до 11-месячного минимума (99,85 млн. т). Логика подсказывает, что просто происходит замещение местной добычи импортом, который за 2014 г. подешевел на 47%.

Вопрос заключается в том, достаточно ли мощностей уходит с рынка? По китайской таможенной статистике, за прошедший год поставки из Австралии увеличились на 31,6% до 548,4 млн. т, а из Бразилии – на 10,3% до 170,96 млн. т. При этом вклад Австралии в китайский импорт составил 58,8%, в отличие от 50,9% в 2013 г. Ну, а импорт из Индонезии и Филиппин сократился более чем на 70%, поставки из России и Венесуэлы – на 40%, из Канады – на 23%, а из Малайзии – на 18%. Таким образом, низкозатратная продукция Rio Tinto, BHP Billiton, Vale и в меньшей степени Fortescue Metals Group успешно увеличивает рыночную долю. Однако от ухода китайских поставщиков выигрывают не только эти компании. Сьерра-Леоне увеличила экспорт в Китай на 52,4%, а Украина – на 11,4%. Хотя их совместные поставки намного меньше австралийских и бразильских. Это свидетельствует, что небольшие производители все еще не утратили конкурентоспособность.

Отсюда следует, что “большой тройке” необходимо и дальше снижать цены. Разумеется, их мелких конкурентов может спасти мощный подъем спроса на сталь. Но этот сценарий вряд ли реализуется, даже если Китай ускорит осуществление инфраструктурных проектов для поддержки экономического роста. Более вероятно, что избыток поставок железной руды будет нарастать, и восстановление цен окажется весьма отдаленной перспективой.

На сегодняшний день разрыв между увеличением китайского импорта железной руды и приростом выпуска стали составляет 11%. По грубой оценке, это означает, что импорт заместил немногим более 100 млн. т национального выпуска.

Однако этот весьма немалый объем воспринимается не слишком существенным по сравнению с 400 млн. т дополнительных поставок, которые появятся на рынке в ближайшие три года в связи с дальнейшими расширениями “большой тройки”. Горнорудные гиганты рассчитывают, что в этой ситуации более затратные производители будут вынуждены прекратить добычу.

Эти ожидания вполне оправданы – мелким компаниям крайне трудно будет выжить в таких условиях. Однако опыт угольного сектора показывает, что низкорентабельные компании уходят с рынка слишком медленно, даже когда они работают в убыток. И, хотя китайские железорудные предприятия продолжат закрываться, на более крупных месторождениях, которые принадлежат в основном государственным сталелитейным компаниям, добыча будет продолжаться. Разумеется, в других регионах мира добыча тоже будет сокращаться, но вряд ли этого окажется достаточно, чтобы скомпенсировать рост поставок.

Отсюда следует, что падение цен продолжится, и это в конце концов причинит серьезный ущерб “зачинщикам” – Rio и BHP, как бы они ни сокращали затраты и расширяли производство. В январе обе компании представили свои финансовые отчеты, которые оправдали ожидания рынка. В отношении затрат и планов расширения обещания обеих компаний выполнены. Однако цифры, приведенные в отчетах, производят отрезвляющее действие.

Итак, Rio Tinto собирается в текущем году увеличить добычу на месторождениях в Западной Австралии от 280,6 млн. т до 330 млн. т. Как подсчитали в Rio, при средней цене руды $84,3/т в 2014 г. ее выручка составит $23,65 млрд. Поскольку часть добычи принадлежит партнерам, на долю самой компании приходится $18,95 млрд. По прогнозу Citigroup, средняя цена в 2015 г. составит $58/т, а в 2016 г. – $62. Если этот прогноз оправдается, то выручка от продажи 330 млн. т руды из Пилбары в текущем году окажется равной $19,14 млрд.

В аналогичном положении находится и BHP. В 2015 финансовом году, который завершится 30 июня, группа собирается увеличить добычу до 245 млн. т. С этой целью во втором полугодии 2014 г. ее выпуск был увеличен на 15% до 124 млн. т, а средняя цена в этом периоде была $70/т.

За вычетом доли партнеров выручка BHP от этих продаж составила $9,34 млрд. Годом ранее средняя цена в эти месяцы была $112, а доля BHP составила $10,9 млрд. Таким образом, увеличение выпуска обошлось компании потерей $1,56 млрд. выручки.

Руководители обеих компаний утверждают, что сумеют скомпенсировать эти потери путем дальнейшего сокращения затрат, но проблема в том, что радикальные сокращения имеют одноразовый характер – одни и те же издержки нельзя исключить повторно. При этом надежды на повышение цен в обозримом будущем, скорее всего, беспочвенны, а конкурирующая Vale уже вырвалась вперед по себестоимости. И отрыв сохранится надолго. По прогнозам Международного энергетического агентства, в 2015 г. избыток составит 0,7 млн. баррелей в день. В 2014 г. спрос на нефть в Европе и Китае уменьшился на 5%, а в текущем ожидается снижение еще на 3%, а ценовая война на нефтяном рынке явно приняла затяжной характер.

Сланцевые проекты в США увеличили добычу нефти до 30-летнего максимума, завершение гражданской войны в Ливии выведет на рынок дополнительные баррели, а к 2020 г. прекращение санкций против Ирана и освоение невскрытых месторождений Ирака увеличат мировые поставки на 12 млн. баррелей в сутки.

При этом Саудовская Аравия не желает терять долю рынка, утраченную Ираном после введения санкций, поэтому не станет сокращать добычу. И, кстати, осенью саудовский министр нефти заявил американскому коллеге, когда тот настаивал на сокращении добычи странами ОПЕК: “Вы сломаетесь раньше нас!”. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version