Металл Украины и мира

Украина: ПАО «Запорожский алюминиевый комбинат» (ЗАЛК) официально прекращает существование

По словам его бывшего генерального директора (ныне – главы ликвидационной комиссии) Александра Котюка, холдинг “Русский алюминий” не видит перспектив дальнейшего присутствия на алюминиевом рынке Украины. По его словам, критическая для алюминиевой отрасли экономическая ситуация в Украине, рост цен на энергоносители и потеря внутреннего рынка сбыта алюминиевой катанки утвердили руководство ХК “Русал” во мнении об экономической нецелесообразности дальнейшей инвестиционной деятельности в производство алюминия в Украине. Это совпадает с тезисом, изложенным в опубликованном недавно отчете российского холдинга за 2014 г.

В нем отмечается, что в 2015 г. “Русал” не планирует перезапускать плавильные мощности на ранее остановленных заводах. При этом холдинг указывает, что его средняя цена реализации алюминия в 2014 г. составила $2219/т и это на 3% больше, чем в 2013 г. Между тем ранее руководство как ЗАлКа, так и “Русала” утверждало, что себестоимость производства алюминия в Запорожье составляет $2-2,2 тыс.

Таким образом, как минимум 2 последних года ЗАлК мог работать безубыточно для собственников. А заодно платить налоги в местный и государственный бюджеты Украины, обеспечивая занятость населения. Другое дело, что холдинг стремится поддержать высокие отпускные цены, уменьшая предложение алюминия на мировом рынке. И с этой целью закрыл большинство своих зарубежных заводов, дав максимальную загрузку для российских. То есть ситуация с ЗАлКом наглядно опровергает тезис сторонников вступления Украины в Таможенный союз о том, что только так можно спасти украинскую промышленность от уничтожения, которое неминуемо несет евроинтеграция.

Стоит напомнить, что ранее в Запорожской облгосадминистрации уверяли, что для алюминиевого комбината можно найти инвесторов. Но предприятие простаивает вот уже 3 года (имитация его работы за счет отделения катанки – не в счет), а обещанного инвестора все нет. И даже не было намеков на его появление – например, в виде due diligence предприятия. Теперь же окончательно понятно, что его и не будет: производственное оборудование с ЗАлКа частично вывезено “Русалом” на Николаевский глиноземный завод, частично – порезано на металлолом. Точка невозврата пройдена и февральское заявление А. Котюка – всего лишь констатация вполне очевидного факта.

Между тем негативного сценария на ЗАлКе можно было избежать с учетом того, что принадлежащий “Русалу” НГЗ продолжает успешно работать – вопреки критической ситуации в экономике Украины и многолетней недальновидной экономической политики украинского правительства, о которой говорят А. Котюк и руководство российского холдинга. По итогам 2014 г. план по выпуску глинозема в Николаеве выполнен на 101,9%. И все предыдущие кризисные годы НГЗ работал с полной загрузкой мощностей. Секрет его успехов прост: идеальное расположение с точки зрения логистики. Гораздо выгоднее прямо возле порта перерабатывать поступающие на морских балкерах африканские бокситы, чем транспортировать их по железной дороге в Сибирь на тот же Ачинский глиноземный комбинат.

Физические объемы перевозок насыпного груза в таком случае гораздо меньше – а значит, меньше и себестоимость плавки алюминия на сибирских заводах “Русала”. Между тем в 2010-2013 гг. правительства целого ряда развивающихся стран приняли решения, обязывающие иностранные горнодобывающие компании экспортировать продукцию с более высокой добавленной стоимостью, а не просто сырье. Например, власти Индонезии теперь разрешают экспорт никелевой руды только при условии, что ее часть будет перерабатываться внутри страны. И той же французской корпорации Eramet пришлось выделить $6 млрд. на строительство ГОКа и гидрометаллургического завода по рафинированию никеля на острове Хальмахера.

Очевидно, что ничего не мешало пойти аналогичным путем и украинским властям – тем более что им даже не требовалось ломать голову над изобретением велосипеда, достаточно было воспользоваться готовым рецептом индонезийских коллег. А именно – заставить “Русал” перерабатывать часть николаевского глинозема в Запорожье. Например, 50%. На остальные 50% ввести льготную экспортную пошлину. А все, что идет выше этой квоты – облагать таможенными сборами по тройной и более ставке. Вот и появился бы у российских алюминщиков прямой стимул сохранить в работе плавильные мощности в Запорожье.

Между тем действия украинского правительства в отношении “Русала” позволяют подозревать его в подыгрывании интересам холдинга в ущерб государственным. Например, из-за нерасторопности Фонда госимущества Украины, Министерства инфраструктуры и Администрации морских портов Украины НГЗ в 2014 г. удалось на 15 лет продлить аренду Днепро-Бугского порта за теперь уже символическую (с учетом произошедшей девальвации) плату – 1 млн. грн. в год. Чем вызвана такая неповоротливость госструктур – вопрос более чем интересный и ответ на него не исключает наличие коррупционной составляющей. Тоже самое можно сказать и о действиях Генеральной прокуратуры Украины, с 2008 г. добивавшейся возврата в госсобственность 68% акций ЗАлКа – вместо того, чтобы заставить его владельца в лице “Русала” выполнить свои инвестиционные обязательства по модернизации и развитию комбината.

Также стоит отметить, что история с ЗАлКом больше, чем отдельно взятый черный эпизод для украинской промышленности. Предприятие стало первой ласточкой второй волны деиндустриализации национальной экономики. Предыдущая прошла в 1990-х после распада СССР. Тогда прекратили существование десятки заводов в сфере ВПК, заводов сельхозмаша, легкой и пищевой промышленности, судостроения. Сейчас под вопросом дальнейшая судьба предприятий украинского авиастроения, крупного потребителя алюминиевой продукции. Одно из ведущих предприятий украинского тяжелого машиностроения, мариупольское объединение “Азовмаш”, прекратило работу год назад и там также ведется порезка оборудования на металлолом, как отмечает донецкий губернатор Александр Кихтенко. (МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version