Металл Украины и мира

Украина: из-за коррупционных квот на экспорт металлолома страна теряет сотни миллионов долларов

Правительству Украины необходимо своим постановлением незамедлительно отменить надуманное квотирование и другие преграды для свободного экспорта металлолома из Украины. Такой шаг будет соответствовать подписанным Украиной договору о присоединении к ВТО и соглашению об ассоциации с ЕС. Благодаря этому уже в 2015 г. Украина сможет нарастить объемы экспорта лома черных металлов до 2,5 млн. т и получить примерно $700 млн. от экспорта этой продукции. Об этом в статье для ZN.UA пишет доктор технических наук, профессор, член-корреспондент НАН Украины, министр промышленности Украины в 1995-1997 гг. Валерий Мазур.

Автор напоминает, что на протяжении десятилетий Украина являлась одним из крупнейших заготовителей и экспортеров металлолома. В конце 2000-х в Украине ежегодно заготавливали 8-11 млн. т лома черных металлов, а экспорт составлял 4,5-5,2 млн. т. Металлолома с излишком хватало и для отечественной металлургии, и для экспорта. В 2000 г., например, на внутренний рынок было поставлено 5,89 млн. т лома черных металлов, а на экспорт – 5,188 млн. т. То есть Украина экспортировала 46-54% собираемого металлолома. Ломозаготовительные предприятия (вторметы) создавали тысячи рабочих мест, регулярно платили зарплату и налоги, загружали своими заказами порты, железную дорогу и суда речфлота. Экспорт металлолома ежегодно обеспечивал поступление в Украину около $1 млрд.

Как говорится в статье, такой крупный финансовый поток валюты не остался без внимания “смотрящих” предыдущей власти. И криминальные “схемщики” в 2012-2013 гг. реализовали схему переориентации денежных потоков из бюджета в частные карманы. Во-первых, заблокировали свободный экспорт металлолома. Во-вторых, ввели порядок ручного регулирования объемов экспорта лома путем выдачи чиновниками Министерства экономического развития и торговли разрешений (квот) на экспорт этой продукции. Незаконную систему ограничения экспорта металлолома оплели паутиной подзаконных актов в виде распоряжений и постановлений Кабмина, приказов сначала Минпромполитики, а позже Минэкономразвития.

Такой “порядок” позволяет отказывать в выдаче квот реальным экспортерам лома и выдавать разрешения на вывоз за рубеж сотен тысяч тонн этой продукции посредническим фирмам. В большинстве такие фирмы не имеют ни заготовленного металлолома, ни договоров с портами на его перегрузку, ни зафрахтованных суден. Они просто перепродают полученные в министерстве разрешения (квоты) реальным экспортерам. Тариф доходит до $10 за квоту на экспорт 1 т металлолома. При минимальном объеме экспортированного лома, например, в 2013 г. около 255 тыс. т сумма “дивидендов” от перепродажи квот могла составлять ориентировочно $1,5-2,0 млн. Даже если предположить, что названная сумма завышена вдвое, все равно размах коррупции впечатляет. Реализация замыслов по ограничению экспорта лома черных металлов автоматически сопровождалась уменьшением поступлений валюты в Украину.

Украинские металлурги поддерживают систему ограничения экспорта металлолома, поскольку в случаях его блокирования ломозаготовители вынуждены продавать лом черных металлов по бросовым ценам, заниженным по сравнению с мировыми почти на $100/т. Суммарно за счет более низкой закупочной цены лома черных металлов и отсрочки платежей металлурги получают.. прибыль в $300-350 млн. в год.

Из-за искусственного сдерживания экспорта в последние годы страна фактически затоварена металлоломом. Его некуда сбывать. В результате такой промышленной политики сбор и заготовка лома черных металлов уменьшились с 8-11 до 5,0-5,5 млн. т в год. По мнению автора, при устранении коррупционных барьеров Украина сможет выйти в 2016 г. на прежние объемы (до 4 млн. т) экспорта лома черных металлов, что обеспечит $1,0-1,2 млрд. валютных поступлений и около 40 млн. евро прямых вливаний в бюджет за счет экспортной пошлины. Существенную прибавку в доходную часть бюджета дадут дополнительные налоговые отчисления вследствие активизации работы предприятий по заготовке и экспорту металлолома, а также задействованные при экспортных операциях речные и морские порты Украины, судоходные компании.

При этом законодательного “зонтика” для обоснования ограничений экспорта металлолома нет. Статьей 9 Закона Украины “О металлоломе” предусмотрено, что контракты на экспорт металлолома подлежат регистрации, но не “согласованию” и “утверждению”, как трактуют это чиновники. Соответственно, все постановления и распоряжения Кабмина, приказы Минэкономразвития, базирующиеся на необходимости “согласования контрактов”, являются сомнительными с правовой точки зрения. Квотирование экспорта лома черных металлов нарушает не только украинское законодательство, но и подписанные Украиной договор о присоединении к Всемирной торговой организации и соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. А значит, нарушает и принципы свободы, в том числе торговли.

Представители промышленности, украинских ассоциаций вторичных металлов («УАВтормет») и экспортеров металлолома (УАЭМ), объединяющих практически все ломозаготовительные предприятия, неоднократно обращались к А. Яценюку, Н. Яресько, В. Гонтаревой, А. Турчинову, А. Абромавичусу с конкретными предложениями по упрощению регуляторной базы и устранению из нее норм, препятствующих ведению бизнеса в сфере экспорта металлолома. “Позитивной реакции от названных персон и, главное, решительных действий пока, к сожалению, нет. Уклоняются от необходимого вмешательства СБУ и МВД, хотя речь идет, по сути, об экономической безопасности государства”, – отмечает автор статьи. (ZN.UA/Металл Украины и мира)

Exit mobile version