Металл Украины и мира

Кыргызстан: переговоры с инвестором, разрабатывающим золоторудное месторождение Кумтор, близятся к завершению

По итогам предполагается создать совместное предприятие. Это не только бы увеличило поступления в бюджет, но и сняло бы ряд вопросов, муссирующихся местным истеблишментом на протяжении последних лет. Но пока все это в перспективе, если не сказать пессимистичней – в проекте, поскольку политические круги в республике продолжают оказывать ожесточенное сопротивление правительственной инициативе.

По большому счету, все лежит на поверхности. Как, кстати, и ледники, вокруг которых отдельные законодатели и внепарламентские партии, претендующие на власть, затеяли очередную игру.

Буквально сразу после позитивных для экономики известий о прогрессе в переговорах информационное пространство республики наполнилось сообщениями об экологической опасности, которую несет в себе разработка месторождения существующими технологиями. Основным генератором псевдоновостей, как и ранее, стали персоны, далекие от науки. Природоохранные вопросы взяла на себя, к примеру, отдельная партия, не считая ряда оппозиционных и не очень политических деятелей.

Стоит ли удивляться, что именно в подобных головах вдруг возникла фантастическая по сути и наполнению идея: заявить о возможности обратиться в суд с требованием к инвестору возместить экологический ущерб – за нанесение вреда ледникам. Сумма заявлена немаленькая – около $1 млрд. Местные политики любят фонтанировать глобально. Но любителям хлеба, миллиардов и зрелищ не стоит преждевременно бить в литавры.

Если верить экспертам в области права, обратиться с иском против инвестора вполне реально, ведь Фемида, по их признанию, может принять практически любое заявление, если претензии не бредовые и оформлены правильно. Правда, это не значит, что суд вынесет решение в пользу истца. Тем более, претензии придется обосновывать фактами, а с ними у “экологов” большая засада.

Как бы печально это ни звучало для противников инвестора, но ни кыргызские, ни иностранные ученые так и не подтвердили, что золотодобыча на Кумторе привела или ведет к экологической катастрофе.

Различными исследователями и целыми институтами опровергнуты заявления об отравлении обширных территорий цианидами и другими отходами горного производства, об уничтожении уникальной флоры и фауны, о радиоактивном и химическом заражении вод и почв. Несколько раз предметом научных изысканий становились и ледники, окружающие месторождение. Каковы же выводы?

Работы ведущих научно-исследовательских центров, включая институты Национальной академии наук Кыргызстана, а также западные “Голдер Ассошиэйтс” и BGC, показали: деятельность горнодобывающей компании не оказала негативного влияния на ледники.

Причем, по данным ученых, наблюдаемое движение ледника Давыдова, которое часто поминают всуе местные политики, продолжится и в будущем – вне зависимости от того, будет ли рядом с ним рудник, или работы на месторождении завершатся.

Так уж распорядилась природа – ледники медленно сползают вниз, подчиняясь законам гравитации, а площадь их неумолимо сокращается.

Замерзшая вода имеет свойство таять, и за прошедшие пятьдесят лет Кыргызстан, по данным ООН, в результате глобального потепления уже потерял несколько десятков ледников. Казалось бы, причем тут Кумтор?

Кумтор связывают с сокращением площади нескольких ледников вокруг месторождения, возможно, потому, что часть ледяного материала действительно удаляется. Это известный и нескрываемый факт. Необходимость подобных работ предусмотрена в технико-экономическом обосновании задолго до начала золотодобычи. Более того – эта необходимость одобрена различными профильными госструктурами Кыргызстана.

Часть льда удаляется ради обеспечения безопасности горных работ и доступа к руде с высоким содержанием драгоценного металла, чтобы продлить срок эксплуатации объекта. В противном случае, осваивать месторождение будет просто нельзя. Однако насколько повлияло либо повлияет “удаление ледяного материала” на площадь ледников?

Согласно оценкам ООН, к концу 2012 г. горнодобывающая компания переместила 80 тыс. т ледяного материала. К тому же времени в результате общепланетарных изменений климата пять ледников вокруг Кумтора потеряли свыше 1,4 млн. т. А к 2026 г., когда масса удаленного искусственным путем льда составит 158 тыс. т, глобальное потепление растопит более 2,5 млн. т льда. Цифры несопоставимые!

Причем в общереспубликанском масштабе объем отработанного золотодобытчиками льда на протяжении всего срока эксплуатации рудника (до 2026 г.) составит около 0,09% от всего объема прогнозируемого сокращения ледников в стране вследствие изменения климата! И уже только это простое арифметически сравнение вынуждает оценивать шансы “природоборцев” как ничтожные.

“Экологический иск против “Кумтора” – просто сотрясание воздуха, – утверждает международный эксперт, доктор права (университет Глазго, Великобритания) Виктор Абрамкин. – Все разговоры об исках, экологии и нанесенном ей ущербе – топорный метод давления в пересмотре отношений с канадским инвестором, и не более того. Тем более, с выдвижением иска поднимется вопрос о компетентности организаций, выдававших лицензию канадцам, и организаций, надзиравших за ее исполнением. Ведь если бы нарушения действительно заметили, почему работу рудника немедленно не приостановили? Почему ранее, при выдаче лицензии, не были просчитаны риски?”.

Вот и выходит, что не стоит, казалось бы, подобная идея и гроша. Но как бы не так. Иск, быть может, и не подадут, но в памяти народной грандиозный шухер останется. А уж там по ассоциациям и до агитационной кампании недалеко.

Парламентские выборы – вот главная и единственная на сегодня причина громогласных заявлений вокруг Кумтора. Так что избирателям не стоит обманываться. Как только радетели сохранения природы получат мандаты, об экологии быстро забудут, потому что найдут более интересные темы для сотрясания воздуха. Иных ведь проблем в стране нет.

Здесь бы вспомнить, что Кумтор для республики играет не меньшую роль, чем экспорт углеводородов для экономики России. С той лишь разницей, что РФ пытается слезть с нефтяной иглы и с помощью продажи ресурсов за рубеж создает подушку безопасности. В Кыргызстане, увы, масштаб политиков иной. (24kg.org/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version