Металл Украины и мира

Кыргызстан: аресты акций государства в «Центерра Голд» делают все уязвимее позиции правительства

Некогда считавшийся в республике “золотым” актив в 33% акций в канадской компании “Центерра Голд” стараниями чиновников и народных избранников постепенно превратился в актив “так себе”. Но и его Кыргызстан может упустить – много желающих арестовать эти акции по искам международных арбитражных судов, в которых республика завязла надолго.

3 марта из канадской провинции Онтарио пришло очередное известие об аресте судом 6,5 млн. акций Кыргызстана в “Центерра Голд Инк”. По словам главы ОАО “Кыргызалтын” Токона Мамытова, ценные бумаги заморожены по иску латвийского бизнесмена Валерия Белоконя. Он обратился в суд Канады после того, как правительство Кыргызстана не выполнило в отведенные сроки обязательства по вердикту международного арбитражного суда Парижа (Франция). КР должна выплатить по нему $16,5 млн.

Валерий Белоконь подал в арбитраж иск к правительству Кыргызстана “в связи с экспроприацией принадлежащего ему кредитного учреждения “Манас Банк”. В нем после смены власти в КР 8 апреля 2010 г. временное правительство ввело внешнее управление. Банк заподозрили в связях с семьей экс-президента Курманбека Бакиева. Режим консервации действует до сих пор.

В течение нескольких лет представители Валерия Белоконя вели переговоры о прекращении в Кыргызстане уголовного дела в отношении латвийского бизнесмена и руководства “Манас Банка”. В обмен предлагали отозвать иск. Вразумительных предложений не дождались. Как и реакции правительства Кыргызстана после поражения в суде 24 октября 2014 г. Для исполнения судебного решения государству дали два месяца.

Правительство в 2014 г. выступило с заявлением и порадовалось, что “трибунал исковые требования Белоконя удовлетворил частично, а в материальной части – менее чем в 1/5 части заявленных им претензий”. Оно и понятно: первоначальные исковые требования составляли $100 млн. Необходимость выплатить $16,5 млн., видимо, чиновников не пугала, потому после заявления они на это дело просто махнули рукой.

Куда более серьезна ситуация со Stans Energy. По ее иску в 2014 г. тот же суд в Онтарио арестовал 47 млн. акций (60 процентов) Кыргызстана в “Центерра Голд”. Сумма иска к республике – $118,2 млн. Изначально две лицензии на право разработки месторождений полезных ископаемых Кутессай II (редкоземельные металлы, висмут, молибден и серебро) и Калесай (бериллий, свинец) до 2029 г. выданы “Кутисай майнинг”. В 2009 г. Stans Energy купила компанию вместе с лицензиями.

Официальное изгнание инвестора началось с возбуждения Генеральной прокуратурой КР в январе 2013 г. уголовного дела по факту продления соглашения с “Кутисай майнинг”. Межрайонный суд Бишкека поддержал претензии ГП КР, и компания лишилась лицензии. Предприятие обвинили в нарушении лицензионных соглашений. По мнению представителей Stans Energy, выполнить условия помешали форс-мажорные обстоятельства – апрельские события 2010 г. Тогда свержение президента парализовало работу государственных органов, и горнодобывающие компании элементарно не могли согласовать планы работ и сдать отчеты.

Но, судя по всему, битва против Stans Energy началась задолго до возбуждения уголовного дела. В интервью авторитетному интернет-порталу ProEdge Wire канадский эксперт в области редкоземельных металлов Аластер Нейл рассказал о пикантном разговоре с главой китайской редкоземельной компании. Китаец, по словам Аластера Нейла, уверенно заявил, что к середине (самое позднее – к третьему кварталу) 2013 г. месторождение отберут у канадских инвесторов. Китаец, по словам эксперта, похвастался связями в кыргызском правительстве и назвал сумму, в которую ему обойдется завладение месторождением: $1,5 млн.

Местные СМИ активно писали, что основными участниками “торпедирования” Stans Energy выступили депутаты парламентской фракции “Ар-Намыс”, которую возглавляет Феликс Кулов. Именно им удалось протолкнуть решение, рекомендовавшее Госгеологоагентству отозвать лицензию у канадцев. Судя по срокам, определенным в Китае, все прошло по сценарию. Ну кроме того, что на месторождении новые инвесторы так и не появились. Хотя нельзя исключать, что разрабатывать его никто и не собирался. Вполне достаточным, видимо, оказалось устранение конкурентов.

Аресты акций Кыргызстана в “Центерре” делают все уязвимее позиции правительства, которое бьется над созданием совместного с канадцами предприятия по дальнейшей разработке золоторудного месторождения Кумтор. Парламент отвел кабинету министров месяц на завершение переговоров, в противном случае грозит национализацией предприятия, которое является флагманом экономики. Тот самый злополучный пакет акций должен стать вкладом Кыргызстана в СП, чтобы обеспечить разделение долей 50 на 50. Как теперь создавать его при аресте ценных бумаг, непонятно.

Инициатором парламентского движения против канадцев является лидер фракции “Ата Мекен” Омурбек Текебаев. Сейчас к нему присоединился и Феликс Кулов. Он вновь отметил: ему хочется верить, что правительство справится с возложенной на него задачей и через месяц исполнит постановление Жогорку Кенеша. “В противном случае будет подниматься вопрос о национализации рудника. Я против такой меры. С другой стороны, в мировой практике нет случая, чтобы какой-то суд отменил закон о национализации. Это суверенное право государства, а вопросы возмещения ущерба должны рассматриваться в наших судах”, – добавил он.

Такой оптимизм депутатов поразителен. Правда, о том, каким образом они собираются обеспечить работу рудника, народные избранники помалкивают. По данным аналитиков, ежедневные затраты на поддержание работы предприятия составляют более $1,4 млн. Предложенный народными избранниками вариант “сами добываем, золото продаем и вкладываем в производство” не выдерживает критики. В случае национализации предприятия все финансовые потоки, направляемые “Центеррой” на операционные расходы рудника, заморозят. Если же канадский инвестор подаст иск в международный арбитраж, в чем не приходится сомневаться, то продажа добытого на Кумторе золота на международных площадках станет весьма и весьма проблематичной, ибо, покинув территорию Кыргызстана, драгоценный металл будет незамедлительно арестован. Сомнительно и то, что кто-то согласится инвестировать в спорное предприятие. Как и кредитовать производство с туманными перспективами. Насколько хватит ресурсов Кыргызстана для поддержания работы рудника, даже при максимальном сокращении всех расходов?

Кстати, ситуацию с “Кумтором” раскачало само правительство, когда осенью 2013 г. создало комиссию с намерением изменить условия работы предприятия. Иными словами, выдавить деньги из инвесторов по максимуму. Длительные переговоры под аккомпанемент депутатских и народных выступлений о национализации, возбуждение Генеральной прокуратурой уголовных дел против бывших чиновников по факту заключения соглашений с “Центеррой” принесли плоды. На момент создания комиссии пакет акций Кыргызстана в канадской компании стоил $1,5 млрд., сейчас – всего лишь $370 млн. За такую фактически диверсию против государства вряд ли кто ответит. При этом реальные потери страны гораздо больше. Ведь были здравые предложения – продать часть пакета и создать фонд развития. Сколько доходных проектов можно было пустить на эти деньги! Но нет, решили идти своим путем. В итоге по-прежнему побираемся, выпрашивая деньги у России, Турции, Казахстана. Учиться на ошибках власти Кыргызстана пока не собираются. В парламенте продолжаются игры, которые могут поставить крест на экономике. Правительство демонстрирует оптимизм висельника, а республике уже не до инвестиционного климата и имиджа страны – элементарно бы выжить да рассчитаться по международным искам. Их-то Кыргызстану вряд ли кто-то простит. Долги не рассосутся, если даже не обращать на них внимания. (24kg.org/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version