Металл Украины и мира

Украина: Китай готов инвестировать в предприятия угольной отрасли $3,6 млрд.

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин заявил, что Китай готов инвестировать в предприятия угольной отрасли Украины $3,6 млрд. – подписав контракт между “Нафтогазом Украины” и уполномоченным банком Китая на указанную сумму. Формально кредит должен быть использован на проекты по газификации угля, но Украина добивается от Китая расширения списка целевых назначений. Украина решительно стряхнула пыль с китайского проекта по газификации угля, которым занимались еще представители предыдущей власти во главе с экс-премьер-министром. Долгие переговоры Украины и Китая в 2012-2013 гг. закончились только в декабре 2013 г. подписанием договора между “Нафтогазом” и Государственным банком развития Китая о привлечении $3,656 млрд. для реализации проектов замещения газа углем – технологий водоугольного топлива и строительства заводов газификации угля. В 2013 г. Китай был готов предоставлять подобные кредиты только под госгарантии. Три завода по газификации угля должны были быть построены в Луганской, Донецкой и Одесской областях по технологии Shell, которую купил Китай. Проект был призван помочь Украине частично уменьшить зависимость от российского газа. Украина могла ежегодно экономить до 4 млрд. куб. м и обеспечить рынок сбыта для 10 млн. т угля. Но смена власти в феврале 2014 г. поставила крест на проектах по газификации угля. Преддефолтное состояние экономики Украины стало причиной того, что Китай уже не верил даже в госгарантии. Да и сама новая власть в лице премьера Яценюка отбросила проект по газификации угля как “хлам истории”. Весной и летом 2014г. чиновники не раз заклеймили этот проект как невыгодный и коррупционный. “Так называемый проект газификации угля не имеет под собой ни экономической, ни технологической основы”, – уверял премьер Арсений Яценюк.

Другой чиновник из Минэнергоугля, первый заместитель министра Юрий Зюков также утверждал, что газификация угля не будет востребована в Украине: “Я считаю, что на сегодня нет тех технологий по газификации угля, которые можно было бы здесь в Украине применить и эффективно отработать эти деньги”. Наведя пример другого китайского кредита, использованного для модернизации шахты им. Мельникова (ГП “Лисичанскуголь”), Зюков в пух и прах раскритиковал эффективность таких проектов: “Эффективность не то чтобы ноль, а три минуса. Там мы не можем не то чтобы заработать для шахтеров, мы не можем платить ни проценты, ни тело кредита”.

Тем не менее не прошло и полгода, как Яценюк, Зюков и “Нафтогаз” поменяли свое негативное отношение к китайскому кредиту на $3,6 млрд. Украина возобновила переговоры и уже готовится подписывать новый договор. Причиной такого резкого, почти революционного поворота событий стала критическая финансовая недостаточность бюджета страны. И правительство ищет любого, кто готов выдать под государственные гарантии хоть $100 млн., а еще лучше – $3 млрд. Но учитывая, что в стране наблюдается катастрофическая ситуация с добычей угля, а Украина превратилась в импортера этого сырья, рассчитывать на строительство даже одного завода по газификации угля не стоит. И хотя новые договоренности с Китаем предусматривают газификацию угля, но вероятность появления заводов по газификации угля сейчас действительно равна нулю. Это первый момент, который вызывает сомнение в том, что “старый-новый” китайский кредит будет использован именно для угольных проектов. К тому же, если в 2013 г. цена импортного газа составляла практически $400/1000 куб. м, то цена синтез-газа по китайскому проекту могла составить $260. И в таком случае выгода была очевидной. Но сейчас, с падением цены на нефть, цена газа на мировых рынках составляет $260-300, и в таком случае газификация угля в Украине не будет выгодной.

Но сейчас кредитные средства Китая предлагают направить также на реконструкцию теплоэлектростанций с целью их перевода с газа на уголь в центральном, западном и южном регионах Украины, строительство газовых интерконнекторов, обновление парка буровых станков компании “Укргазвыдобування” и модернизацию Шебелинского ГПЗ. По информации источников, близких к переговорам, из всех перечисленных проектов Китай не заинтересовало ни одно предложение Украины. Как и два года назад, Китай был готов предоставить кредит исключительно для газификации угля. И сейчас его концепция не изменилась. Похоже, Министерство энергетики во главе с министром Владимиром Демчишиным снова “вляпалось в историю” – после скандалов с южноафриканским углем и поставками электроэнергии в Крым. Ведь Минэнерго и “Нафтогаз” просто собрали все проекты, которые могли заинтересовать Китай, – наверное, руководствуясь популярным мнением, что в Китае “куры денег не клюют”, – и как результат повезли и газификацию угля, и ТЭЦ, и теплокоммунэнерго, и интерконнекторы, и НПЗ.

Сегодня министр Демчишин очень напоминает известного Владислава Каськива, который в 2011-2013 гг. объездил много стран, где презентовал всякого рода национальные проекты. Минэнерго и “Нафтогаз” сегодня переняли эстафету у Каськива и лихо освоили его опыт в презентациях разных “прожектов”. К сожалению, нетрудно догадаться, что кредит Китая на $3,6 млрд. может пойти на банальное проедание Украиной. Прикрываясь газификацией угля, закупкой буровых станков, НПЗ, интерконнекторами китайский кредит будет использован фактически в качестве дополнительного финансирования бюджета. Показательно, что для правительства Яценюка уже и проценты по кредиту Китая не кажутся такими коррупционными. Также уже не страшно выплатить стоимость обслуживания кредита в $2,6 млрд., что фактически составляет 70% “тела” кредита размером $3,6 млрд. И тем более уже не страшно, что Китай требует, чтобы 80% от суммы кредита были потрачены на китайское оборудование и специалистов. (Donbass-info.com/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version