Металл Украины и мира

Украина: ПАО «ЕВРАЗ – Днепровский металлургический комбинат им. Дзержинского» (ДМКД) вынужденно приступило к преждевременным ремонтам основных производственных линий

Из-за острой нехватки кокса в строю сейчас находится только одна домна, да и та работает на тихом ходу. Но менеджмент ДМКД надеется за март поправить ситуацию.

В феврале местный металлургический комбинат регулярно щекотал нервы жителям Днепродзержинска. 13 февраля город накрыло облаком густого смога, пришедшего с предприятия. Через неделю, в ночь с 19 на 20 февраля, со стороны ДМКД слышался странный гул. Позже руководство комбината объяснило, что такими звуковыми эффектами сопровождалась выдувка доменной печи №1, останавливаемой на капитальный ремонт. Гендиректор предприятия Максим Завгородний опроверг слухи о произошедшей на предприятии аварии, но в итоге “Дзержинка” все равно остановилась. Почти.

Из трех находящихся в эксплуатации на ДМКД домен по состоянию на начало марта работает лишь одна – девятая. Но и она держится на ходу из последних сил. Комбинату остро не хватает кокса для доменного цикла. Ввиду этого на протяжении одной февральской недели предприятию пришлось сначала остановить печь №12 производственной мощностью 1,1 млн. т в год, а потом и печь №1 – мощностью 0,9 млн. т в год. По поводу последней Завгородний заявил, что ее и так планировали капитально ремонтировать в 2015 г. Но по графику работы должны были начаться в апреле, а обстоятельства приказали стартовать уже с февраля.

Вместе с домной №1 на капремонт второго разряда остановлены машина непрерывной разливки стали №3, установка “печь-ковш”, а также вращающиеся и шахтные печи. Расчетные сроки остановки – 34 дня. Таким образом, уже в апреле “Дзержинка” должна заработать если и не на полную мощность, то хотя бы вполсилы. Однако коррекция дат будет полностью зависеть от того, как решит сырьевую проблему руководство комбината, а точнее – руководство корпорации ИСД, в состав которой он входит.

В дирекции ДМКД отмечают, что у них нет существенных проблем с обеспечением железной рудой, но с поставками кокса – полный авитаминоз. Если при работе предприятия с полной загрузкой суточная потребность в коксе составляет порядка 3,7-3,8 тыс. т, то в январе это показатель держался на уровне 1,7-1,8 тыс. т, а в феврале упал ниже 1 тыс. т.

На производственных показателях это отразилось немедленно. В феврале объемы выплавки на предприятии сократились чуть ли не вдвое по сравнению с показателями декабря и января. Для статистики: в феврале на ДМКД произведено 133 тыс. т стали и 126 тыс. т чугуна против январских 233 тыс. т и 221 тыс. т соответственно. По инерции комбинат еще наращивал в феврале объемы экспорта, в основном за счет выполнения контрактов предыдущего месяца. Но в марте и этот тренд обвалится.

Зимой основными покупателями днепродзержинского чугуна были турецкие металлурги и польский комбинат Huta Czestochowa, также входящий в состав ИСД. По оценкам агентства “Металл-эксперт”, по внутрикорпоративному контракту в Польшу за январь-февраль ушло порядка 11 тыс. т чугуна. Поэтому остановка “Дзержинки” ломает схемы работы в целом по группе. В 2014 г. эти схемы уже были разрушены вследствие попадания Алчевского меткомбината, базового для ИСД, в зону активных боевых действий. Худо-бедно часть нагрузки по обеспечению своих сталелитейных активов в Европе полуфабрикатом “Индустриальный союз Донбасса” переложил на меткомбинат Дзержинского. Но теперь и от этой комбинации придется отказаться, если оперативно не решить коксовую проблему.

По словам генерального директора ДМКД Максима Завгороднего, на конец февраля предприятие имело контракты на поставку украинского кокса в 15 тыс. т в месяц (производства “Баглейкокса” и Днепропетровского коксохимического завода) и российского с “Алтайкокса” – 9,6 тыс. т в феврале и 22 тыс. т в марте. Для эффективной работы ДМКД требуется порядка 100 тыс. т кокса на месяц, в худшем случае – хотя бы 60 тыс. т. В январе “Дзержинку” выручили китайцы: из Поднебесной удалось пригнать корабль с 50 тыс. т кокса на борту. И хотя к качеству этого компонента у предприятия были замечания, но январь более-менее перетоптались с работой.

Весну же и свою 126 годовщину комбинат встречает фактическим простоем, а платить, по крайней мере, зарплату и коммуналку необходимо. В принципе март ДМКД сможет продержаться за счет остатков зимних финансовых поступлений и почти 175 млн. грн. возвращенного в феврале НДС. Но если в течение месяца ничего не поменяется, можно будет говорить о вхождении предприятия в фазу глубокой стагнации.

Впрочем, несколько потенциальных антикризисных вариантов у ИСД в Днепродзержинске есть. Даже целых три. Но два из них сопряжены с политическими нюансами, третий – с финансовыми. Можно попытаться возобновить поставки с “Алчевсккокса”, пользуясь перемирием и постепенным восстановлением железнодорожного сообщения через Дебальцево. Но это означает сотрудничество с ДНР (гласное/негласное – это уже второстепенный вопрос).

Второй путь – сделать ставку на импорт кокса из России. К такому способу ИСД прибегала и ранее, обращаясь то к “Алтайкоксу”, то к группе “Кокс” из Кемерово. Но сложность в том, что этот источник очень легко прикрыть, что в прошлом году несколько раз случалось, когда Российские железные дороги одной телеграммой останавливали отправку вагонов с углем в направлении Украины. И даже присутствие в составе акционеров ИСД крупного российского капитала не помогло избежать этих проблем. Иными словами, в такой схеме комбинат Дзержинского постоянно будет находиться на крючке у Москвы, а стабильность его роботы во многом будет зависеть от степени накала отношений между Украиной и РФ.

Поэтому сейчас на ДМКД всерьез рассматривают третий вариант, сводящийся к пуску недействующей в данное время коксовой батареи завода “Баглейкокс”, работающего в том же Днепродзержинске, а принадлежащего российскому “ЕВРАЗу”. Предприятия – близкие соседи, за 10 минут можно съездить друг к другу в гости. Но дружба, как говорится, дружбой, а денежки врозь. Чтобы пускать дополнительную батарею, “Баглейкоксу” нужны гарантии ее загрузки, в том числе и финансовые. Тем более что у предприятия уже был горький опыт с консервацией-расконсервацией батареи №7.

В частности, в 2008 г. в августе он завершил ее реконструкцию и ввел в эксплуатацию, а уже в октябре опять остановил из-за отсутствия спроса. Вот она и перебивается до сегодняшнего времени в режиме горячей консервации. Но, возможно, ее время снова пришло. “Ведутся переговоры о том, чтобы один из агрегатов этого предприятия, который сейчас находится на консервации, заработал и обеспечивал только наши потребности, – рассказал в интервью одному из днепропетровских изданий гендиректор ДМКД Максим Завгородний. – Сейчас прорабатываются условия этой договоренности, и если она будет достигнута, то мы будем гарантированно иметь 60 тыс. т кокса (в месяц)”.

Выигрышное положение “Баглейкокса” заключается в том, что он имеет доступ к прямым поставкам угля из России по линии “ЕВРАЗа”, то есть может обеспечить стабильность работы в отличие от значительной части украинских коллег по цеху. Когда в 2014 г. в стране только раскручивался коксовый дефицит, со стороны украинских металлургических групп к Роману Абрамовичу исходили сигналы на предмет продажи актива. “ЕВРАЗ” даже провел оценку имущества завода, но от поспешной сделки отказался. Угроза национализации российских предприятий в Украине сегодня заметно снизилась. В то же время “Баглейкокс” отработал прошедший год очень неплохо, принеся почти 100 млн. грн. чистой прибыли (против полмиллиона гривен убытков в 2013 г.). Заполучить в качестве стабильного крупного клиента ДМКД было бы для него еще одним достижением. Но тут все зависит, скорее, от принципиального решения владельцев “Дзержинки”. Соглашаясь на долгосрочное сотрудничество с “Баглейкоксом”, им придется расстаться с надеждами наладить в ближайшее время нормальную работу своего родного “Алчевсккокса”. (Ярослав Ярош, МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version