Металл Украины и мира

Украина: в январе-феврале 2015 года наблюдался спад в металлургии

Первые месяцы года прошли для металлургического сектора Украины с явным обвалом. В январе-феврале, по данным объединения “Металлургпром”, в стране выплавили 3,46 млн. т. стали. Это на 29% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Февральский уровень среднесуточного производства не достиг и августовских 57 тыс. т, ставших в 2014 г. минимальными в помесячном измерении. Абсолютные показатели по выпуску чугуна и проката за два месяца 2015 г. зафиксировали падение в 30-31%.

Основная причина зимнего отраслевого спада-2015, как и в августе 2014 г., сводится к форс-мажорным обстоятельствам. Военные действия на Донбассе, где находятся многие важные активы отечественного ГМК, привели к остановке ряда предприятий. Заводы либо физически не могли функционировать вследствие обстрела мощностей и вывода из строя энергетической инфраструктуры, либо останавливались из-за разрушения/блокирования ж/д путей. Последнее стопорило поставки сырьевых материалов.

К весне в списке неработающих значились Алчевский меткомбинат (АМК), Енакиевский метзавод (ЕМЗ) и Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ). В прошлом месяце “Металлургпром” информировал о прекращении выплавки и на “Донецксталь”-МЗ” – крупном производителе товарного чугуна. Военный негатив затронул и тесно связанные с металлургией коксохимические активы. В Донецкой ОГА сообщали о февральском переводе на горячую консервацию Ясиновского коксохимического завода и “Донецккокса”.

Алчевское предприятие простаивает с августа прошлого года, когда в ходе эскалации боевых действий на востоке Украины была разрушена обслуживающая АМК железнодорожная станция. Донецкий ЭМЗ законсервировали год назад, еще до российской экспансии. Завод столкнулся с трудностями в обеспечении металлоломом. Эксплуатация ДЭМЗ, если верить прошлогодним заявлениям представителей российского “Мечела” (собственник предприятия), принесла бы убытки. Енакиевский МЗ не работал с середины августа по конец октября 2014 г., затем был перезапущен и постепенно наращивал мощность. Но в начале февраля в пресс-службе группы “Метинвест”, в состав которой входит актив, объявили об остановке ЕМЗ и его Макеевского филиала. “Железная дорога не могла обеспечить поставку необходимого сырья и отгрузку готовой продукции”, – объяснялось в релизе.

Что означает для украинской металлургии простой Алчевского и Енакиевского метпредприятий? За первые два месяца 2014 г. АМК выпустил более 710 тыс. т стали, что составило тогда 14,5% в общеотраслевом объеме ее выплавки. Показатели ЕМЗ в тот период – свыше 510 тыс. т и 10,5% соответственно. Иными словами, вклад этих предприятий в общеотраслевой результат незначительным не назовешь. И компенсировать упущение ростом производства стали на, скажем, “АрселорМиттал Кривой Рог” (+6% в январе-феврале к аналогичному периоду 2014 г.) и “Запорожстали” (+2%), полностью не удается.

Хотя в целом у метзаводов, работающих вне зоны АТО, дела в начале года складывались не столь примечательно. Война, пусть и не прямо, но сказывается на их производственных процессах.

Днепровский меткомбинат им. Дзержинского, к примеру, в феврале вынужденно остановил две домны из-за недостатка металлургического кокса. Предприятие традиционно получало его с родственного Алчевского коксохима (оба актива принадлежат корпорации «ИСД»). Поставщик располагается на захваченной сепаратистами территории, и в период зимнего обострения ситуации на Донбассе отгрузка продукции коксохима была крайне затруднена. Провал в поставках на ДМКД пытаются нивелировать, закупая кокс у иных производителей. Приобретается даже китайский материал, но “закрыть всю потребность” не выходит.

Как результат, за два месяца года Днепровский меткомбинат уменьшил выпуск чугуна на 9%, а далее по переделу и выплавку стали – на 14,5% до 366 тыс. т. Логистические проблемы с обеспечением железорудным сырьем и коксом из-за разрушенной или блокированной железнодорожной инфраструктуры по-прежнему сказываются на мариупольских метпредприятиях. ММК им. Ильича отработал январь-февраль с падением стального выпуска на 45% до 372 тыс. т, “Азовсталь” – на 13,2% до 540 тыс. т. При всем сказанном, производственный обвал в секторе обусловили не одни только (около) военные форс-мажоры. Наши металлурги снижали объемы выплавки в том числе из-за ухудшения ситуации с продажами на внешних рынках, куда поставляется 85% украинского металла. “Немаловажный фактор (спада) и в ужесточении конкуренции, в первую очередь, со стороны Китая”, – подчеркивает аналитик инвесткомпании Eavex Capital Иван Дзвинка. В первый месяц 2015 г. сталевары “Поднебесной” побили очередной рекорд, экспортировав 10,3 млн. т металлопродукции. Это на 1,2% больше по сравнению с декабрем и на 52% – с январем 2014 г., указывает эксперт.

Китай экспортирует свою сталь и в те регионы, куда традиционно сбывают продукцию украинские металлурги. Новые объемы прямо “конвертируются” в снижение котировок. По оценкам представителя Eavex Capital, экспортные расценки на украинскую сталь с начала 2015 г. просели на 7-13% в зависимости от сортамента. “Рыночная ситуация остается сложной, о чем свидетельствует и динамика цен. Несмотря на короткие периоды роста, в целом с августа-сентября 2014 г. ценовые уровни последовательно уменьшались”, – констатирует вице-президент консалтинговой компании RCG Александр Сирик.

Квадратная заготовка, по данным RCG, подешевела с $510-520/т в августе 2014 г. до $390-400/т в январе 2015 г. В последнее время ее стоимость – в пределах $345-350/т. Движение вниз наблюдается и в сегменте горячекатаных рулонов. Цены на них в указанный период снизились с $530-540/т до $420-430/т, а в последние дни заявлялись на уровне $400-410/т. Иван Дзвинка называет такие котировки по украинской экспортной стали: арматура – $390/т на условиях FOB Черное море, заготовка – $355/т, сляб – $330/т. “Судя по ценам, перепроизводство превалирует над спросом”, – отмечает он.

Военный и экспортный негативы в совокупности “нарисовали” очень заметное снижение в реализации украинской металлопродукции. По таможенной статистике, в январе-феврале выручка от украинского экспорта черных металлов составила $1,39 млрд. – на 40% меньше, чем за такие же месяцы 2014 г. Внешние поставки полуфабрикатов из углеродистой стали в данный период упали на 39% до 1,18 млн. т на $465 млн.

Наступит ли весной перелом негативного тренда для отечественной металлургии? Утвердительно отвечать аналитики не берутся. “Многие параметры рынка изменились. Один из них – в тенденциях китайского стального потребления, – рассказывает Александр Сирик. – В отличие от предыдущих лет, когда в КНР наблюдалось лишь отставание роста потребления от динамики производства, на 2015 г. прогнозируется уже снижение спроса на 10 млн. т”. Сталь, не нашедшая потребителя в внутри Китая, уходит на экспорт, что оказывает сильное давление на рыночные доли украинских метпредприятий.

“В последние два-три года в весенний сезон улучшения спроса уже не наблюдалось. Нет оснований ожидать его и в 2015 г. – в связи с перепроизводством стали в мире”, – говорит Иван Дзвинка. Необходимое же условие для наращивания производства нашими металлургами, по его мнению, состоит в “реабилитации инфраструктуры” на Донбассе. “А это недостижимо без прекращения военных действий на постоянной основе”, – с выводом аналитика сложно поспорить. (Сергей Кукин, Uaprom.info/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version