Металл Украины и мира

Украина: внесены изменения в налоговый кодекс относительно повышения рентных платежей на добычу железной руды

Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс относительно повышения рентных платежей на добычу железной руды, которые теперь станут самыми высокими в мире. Внесенное в кулуарном порядке новшество рискует поставить крест на работающих на грани рентабельности производителях железорудного сырья.

В поисках, с кого бы еще содрать денег в госбюджет, власть ранее уже неоднократно обращала свой взгляд на предприятия горно-металлургического комплекса. Однако, похоже, что теперь правительство твердо настроено окончательно задушить отечественных производителей железной руды.

Речь идет о законопроекте №2213 о внесении изменений в статьи 165 и 252 Налогового кодекса Украины, который был принят в рамках рассмотрения так называемого “МВФ-ного пакета”. При этом не обошлось без старого доброго мошенничества, за которое так часто раньше доставалось на орехи прежней “преступной” власти. Дело в том, что данный законопроект был внесен в Верховную Раду 23 февраля и изначально в нем были предусмотрены лишь изменения в налогообложении благотворительной деятельности и повышение ставки рентной платы по газу. Однако утром законопроект непонятным образом претерпел значительные изменения в результате кулуарных договоренностей и фактически тайного заседания профильного комитета. На заседании комитета по вопросам налоговой и таможенной политики его председатель Роман Насиров заявил, что в результате договоренностей, достигнутых на Совете коалиции с участием премьер-министра, необходимо дополнить законопроект нормой, исключающей возможность применения понижающего коэффициента в зависимости от содержания железа к ставке платы за добычу железной руды. Якобы Кабмин обдумывал такое предложение в контексте необходимости наполнения бюджета, но “забыл” о нем. В результате на вечернем заседании Верховной Рады был принят за основу и в целом законопроект с учетом предложений комитета.

Текста законопроекта, однако, никто из голосующих не видел. Народный депутат Дмитрий Шпенов охарактеризовал процедуру принятия этого законопроекта как вопиющий случай нарушения Конституции Украины и Регламента ВР. В частности, он обратил внимание на то, что Кабинет министров является субъектом законодательной инициативы, и решения относительно внесения законопроекта он принимает коллегиально, чему должна предшествовать процедура разработки и согласования законопроекта в органах исполнительной власти В то же время у премьера нет права единолично изменять акты Кабмина, а в Конституции нет такого субъекта права законодательной инициативы как Совет коалиции, отмечает нардеп.

“Изменить внесенный проект мог только Кабмин, отозвав предыдущий и после утверждения на заседании подав новый. Учитывая, что этого не было сделано, фактически был совершен подлог документа, законопроекта, – подчеркнул Д. Шпенов. – Обычно только преступники пытаются скрыть свои действия, а тут все происходило в прямом эфире, в присутствии и с молчаливого согласия Кабинета министров. Изменения озвучил председатель профильного комитета и предложил голосовать сразу за основу и в целом, согласно решению комитета. Хотя комитет по Регламенту не имеет права принимать подобные решения”.

“Финансово экономическое обоснование? На него нет времени, мы же стремимся к реформам. Стабильность как принцип налогообложения? Это не про нас. Вот так примерно работает нынешняя Верховная Рада вместе с правительством, принимая низкие по качеству и губительные по размаху и необдуманности нормативные акты, причем даже без обсуждения. Я записывался на выступление в парламенте, но мне так и не было предоставлено слово”, – рассказал Д. Шпенов.

Плотно засевшая в головах представителей власти мысль о том, что горнодобывающие предприятия якобы имеют какие-то сверхприбыли, на самом деле глубоко ошибочна. Тучные годы для украинских горняков закончились, когда мировые цены на руду упали ниже $100/т. А сегодня железная руда в Китае торгуется возле отметки $62/т, хотя еще год назад цены достигали $130/т. Собственно говоря, отечественные металлурги стали заложниками ценовой войны, которую развернули компании так называемой “большой четверки” – Vale, Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue. Они усиленно разрабатывали новые месторождения и выбрасывали на мировой рынок все большие партии товара с целью потеснить конкурентов. Эта политика приносит успех. Недавно генеральный директор англо-австралийской горнорудной компании BHP Billiton Эндрю Маккензи заявил о том, что низкие цены на руду вынуждают все больше компаний уходить из отрасли. Украинским производителям пока удается держаться на рынке, но уже из последних сил.

С другой стороны, расходы украинских горняков на производство продукции постоянно растут. Повышаются тарифы на электроэнергию и газ, дорожают нефтепродукты. С 1 февраля сразу на 30% были повышены тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом. При этом девальвация гривны не приводит к казалось бы ожидаемому снижению себестоимости производства – доля валютных расходов у ГОКов достигает 70%. В частности, основные транспортные расходы на перевозку морем и даже на услуги украинских портов остаются в долларах. Кроме того, им необходимо и возвращать валютные кредиты, и закупать импортное оборудование и комплектующие.

Налоговые платежи для украинских горняков в прошлом году также неуклонно повышались. В частности, в марте прошлого года в результате расширения базы налогообложения и установления ставки налога на добычу железной руды до 5%, что привело к резкому увеличению налоговых платежей предприятий ГМК во втором квартале. Более того, в июле ставка налога на добычу железной руды была повышена до 8%.

“Плата за недра до 1 апреля 2014 г. для железной руды для обогащения (бедной с содержанием магнетитового Fe 20-30%) составляла 3,64 грн./т погашенных запасов руды, что ориентировочно составляло 8-9 грн./т концентрата, в зависимости от качества добытой руды и произведенного концентрата. Во втором квартале эта плата уже составляла 25 грн./т концентрата. Далее в 3-4 кварталах 2014 г., после новых изменений в Налоговый кодекс, нагрузка превысила 33 грн./т концентрата. Поскольку в Налоговом кодексе отмечено, что предприятие должно рассчитаться по большей из величин – от цены или себестоимости, то снижение цен на железорудное сырье в 3-4 квартале не уменьшило абсолютную нагрузку на добывающие предприятия по этому налогу”, – отмечает председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький.

Необходимо также отметить, что горняки исправно платят по выставляемым им счетам. Например, только горно-обогатительные комбинаты группы «Метинвест» в прошлом году перечислили в бюджеты всех уровней 4,7 млрд. грн. Много это или мало? В условиях падения цен, увеличения расходов, а также сокращения спроса в Украине, вызванного остановкой трех крупных металлургических предприятий в зоне АТО (Алчевского меткомбината, Енакиевского метзавода и «Донецкстали»), это де-факто максимум, на который способны производители железной руды.

Собственно говоря, уже сегодня украинские производители железорудной продукции работают фактически на грани рентабельности. Но принятая законодателями норма рискует поставить целый сектор за эту грань, от чего в конечном счете пострадают не только предприятия, но и все государство в целом.

По оценкам экспертов компании Pricewaterhouse Coopers, теперь ставки на недропользование в Украине становятся самыми высокими в мире. После принятия изменений в Налоговый кодекс ставка рентных платежей в Украине на тонну товарной продукции достигла $3,6. В то время как в Индии этот показатель составляет $2, в Австралии – $1,7, в Казахстане – $1, а в Бразилии и России – всего по $0,6.

Теперь добыча и обогащение руды, некогда являвшееся основной строкой дохода горно-металлургических компаний Украины, становится убыточным, а инвестиции в ГМК просто неинтересными. Таким образом, не только горнодобывающая, но и зависящая от нее металлургическая отрасль оказываются нерентабельными, и многие предприятия будет проще закрыть. Как не трудно догадаться, остановка предприятий приведет к потере десятков тысяч рабочих мест и резкому росту безработицы в стране.

Тем не менее власти с упоением продолжают пилить сук, на котором сидят. Характерно, что при любом очередном повышении налогов никто даже не пытался спросить мнения производителей, экспертов рынка, привлечь отраслевые ассоциации. А под некоторыми законопроектами, которые касаются ГМК, вообще стоят подписи одиозных депутатов со скандальным, комсомольским, “тушкованным”, да каким угодно прошлым, но не имеющим даже отдаленного отношения о работе отрасли.

Для ликбеза хотелось бы напомнить, что компании “большой четверки”, с которыми нашим производителям приходится конкурировать на крупнейшем китайском рынке, имеют серьезные конкурентные преимущества, поскольку осуществляют разработку месторождений высококачественных руд с низкой себестоимостью производства. Украинским горнякам для получения конкурентоспособной продукции необходимо применять дополнительные технологии магнитного и флотационного обогащения, агломерации и окомкования. Более того, ранее премьер А. Яценюк неоднократно называл Россию агрессором. Понимает ли глава правительства, что своими действиями он фактически помогает главным конкурентам украинских производителей ЖРС – россиянам? В РФ тоже обогащают значительную часть добытой руды, но, во-первых, россияне имеют доступ к более дешевым энергетическим ресурсам. А, во-вторых, базой налогообложения в РФ является стоимость добытой руды, а в Украине – товарного концентрата (то есть включаются расходы на обогащение, перевозку, сушку и т. д.), что приводит к разнице в базе расчета более чем в 2,5 раза. А вступление в силу новых правил налогообложения создаст россиянам дополнительные конкурентные преимущества и они смогут успешно вытеснять украинских производителей с их традиционных рынков Китая, Восточной Европы и СНГ. Повышение налогов – это наиболее очевидный, но не всегда правильный путь. Зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок достаточно давно была выведена американским экономистом Артуром Лаффером. Ученый установил, что бюджетные доходы растут лишь до определенного уровня повышения налоговых ставок. После того как этот уровень превышен, доходы бюджета начинают неумолимо сокращаться, поскольку бизнес либо уходит в тень, либо вообще сворачивает свою деятельность. Хотелось бы, чтобы, кроме методов “азаровщины”, в украинском правительстве вспомнили хотя бы основы экономики. (Василий Январев, МинПром/ Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version