У НАК “Нафтогаз Украины” появился неожиданный спонсор – Дмитрий Фирташ. Финансовый потенциал этого бизнесмена госмонополия намерена использовать для улучшения своего финансового состояния. Правда, этот процесс будет проходить мимо воли самого донора, тем самым заложив фундамент для развала созданной им Group DF.
Не секрет, что первые серьезные проблемы у Дмитрия Фирташа возникли еще в прошлом году, когда он был арестован правоохранительными органами Австрии по подозрению в отмывании денег. С тех пор эта история не получила дальнейшего развития (арест был заменен на залог 125 млн. евро и обязательство не покидать Австрию), что дало повод для сплетен о негласном мировом соглашении между Фитрашем и его оппонентами.
Но на днях выяснилось, что эта версия была лишь домыслом. Это стало понятно из контекста заявления главы НАК “Нафтогаз Украины” Андрея Коболева, сообщившего о том, что долги предприятий этого бизнесмена уже начали покрываться за счет экспроприации принадлежащего ему природного газа. “Так сложилось, что дела, переданные по группе Фирташа, нашли свое развитие сегодня. Сегодня МВД открыло уголовное производство по принудительному взысканию: часть мы взыскали в судах, часть забрали газом, остальная часть приведет к уголовному производству, которое было открыто несколько дней назад. Надеюсь, оно поможет”, – сказал Коболев.
Из контекста его заявления стало ясно, что речь идет об уголовном производстве по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами группы предприятий Ostchem. В частности, группе менеджеров Дмитрия Фирташа вменяется в вину, что они похитили у государства 2,3 млрд. грн. В МВД не распространяются о способе кражи этой суммы. Но судя по тому, что обвиняемыми являются управленцы химического актива Group DF (черкасский “Азот”, “Ровноазот”, “Стирол” и “Северодонецкое объединение “Азот”), речь идет о закупках голубого топлива по заниженной стоимости.
Эту версию подтверждают и источники UAprom, по словам которых обвинительная база сроится на том, что вышеперечисленные химпредприятия были участниками так называемых оптимизационных схем. В их рамках химики импортировали голубое топливо у Ostchem Holding Limited, после чего якобы реализовывали его группе компаний (например, ООО “Лидергаз”) по заниженной цене. Смысл этой схемы заключался в том, что база налогообложения операций химзаводов определялась исходя из договорной стоимости продажи (а не покупки) газа, что в конечном итоге позволяло экономить приличные деньги на оплате НДС.
Судя по всему, сейчас эти “сэкономленные” средства власть и хочет получить от Дмитрия Фирташа. Но в данном случае важен не столько повод для взысканий, сколько способ его выполнения. К примеру, озвученная Коболевым товарная экспроприация означает, что сейчас в украинских подземных хранилищах у структур Group DF фактически не осталось газа (до последнего времени за группой числилось до 4 млрд. куб. м в ПХГ).
Если подходить к этому решению линейно, оно обозначает потерю Фирташем многомиллионных сумм. Но в действительности цена вопроса намного больше. Для осознания этого факта достаточно сказать, что обнуление газового баланса Дмитрия Васильевича лишает его химзаводы ресурса для стабильной работы. При этом самая плохая новость состоит в том, что закупать голубое топливо на свободном рынке Group DF не будет.
В первую очередь, потому что экономика ее химзаводов привязана к заниженной стоимости сырья (газа). Например, во времена Виктора Януковича “социальная” цена на газ достигалась черновицким олигархом не только за счет вышеупомянутой оптимизации фискальных выплат, а и благодаря особенностям Налогового кодекса Украины, который освобождал упомянутую Ostchem Holding Limited от уплаты НДС при растаможке. В сегодняшних реалиях структуры Дмитрия Фирташа лишены таких преференций, поэтому запущенный “Нафтогазом” процесс конфискации газа без преувеличения можно назвать началом конца Group DF. Ну, или как минимум эпилогом ее химического крыла. (Uaprom.info/Металл Украины и мира)