Металл Украины и мира

Мировой рынок стали: итоги марта 2015 года

В марте спад на мировом рынке стали замедлился, но так и не сменился стабилизацией. На основных рынках стоимость стальной продукции сократилась за месяц на $5-15/т. При этом прогнозы на апрель в большинстве случаев остаются негативными для металлургов. Как ожидается, котировки на прокат в начале второго квартала достигнут “дна”, за которым может последовать некоторое восстановление. Но речи о существенном подорожании в обозримом будущем пока не идет.

Котировки на стальную продукцию к настоящему времени снижаются уже более полугода. За это время стоимость заготовок, горячекатаных рулонов, арматуры сократилась примерно на 13-16%. Основной причиной этого падения специалисты считают разбалансированность мирового рынка: недостаточный спрос при избытке предложения. Однако если в январе и первой половине февраля главными нарушителями спокойствия признавались российские производители стали, воспользовавшиеся падением курса рубля для проведения экспортной экспансии, то в марте эту роль снова взяли на себя китайцы.

По данным World Steel Association (WSA), в феврале среднедневная выплавка стали в Китае достигла рекордного в истории значения – более 2,32 млн. т. Этот неожиданный подъем был обусловлен, по-видимому, надеждами китайских металлургических компаний на сезонный рост деловой активности после празднования Нового года по китайскому календарю (19 февраля). Однако эти надежды оказались тщетными.

Правительство страны продолжает прежнюю экономическую политику, предусматривающую, в частности, сокращение инвестиций в создание новых производственных мощностей, уменьшение бюджетных ассигнований на капиталоемкие инфраструктурные проекты сомнительной окупаемости и “охлаждение” рынка недвижимости, на котором до 50% покупок осуществляются с целью спекуляции. Результатом этих процессов является сужение национальных объемов потребления стальной продукции, начавшееся в прошлом году и продолжающееся до сих пор.

В то же время, китайские металлурги стараются сохранить максимальный уровень загрузки производственных мощностей. С одной стороны, низкие цены на сырье – железную руду и коксующийся уголь (оба материала установили в марте новые многолетние минимумы) – позволяют им оставаться прибыльными даже в нынешних условиях. С другой, большинство китайских сталелитейных компаний сильно закредитованы и нуждаются в постоянном притоке наличных.

Недостаточный спрос внутри страны, при этом, способствует расширению экспорта. В марте поставки, очевидно, заметно уменьшились по сравнению с пиковыми 10,1-10,3 млн. т в месяц в декабре-январе, но, по-видимому, превышают прошлогодний график. В результате в азиатском регионе, куда отправляется большая часть китайского проката, уже давно возник избыток предложения, что позволяет местным потребителям успешно играть на понижение. В течение всего прошедшего месяца они требовали уступок от китайских экспортеров – и получали их. Как правило, цены снижали небольшие китайские компании, срывая тем самым попытки крупных корпораций поднять или хотя бы стабилизировать котировки.

Более того, удешевление китайской продукции в Азии спровоцировало настоящую ценовую войну, в которую вступили металлурги из Японии, Кореи и Тайваня. В марте они впервые с 2005 года понизили котировки на горячекатаные рулоны до менее $400/т, FOB, за счет чего им удалось потеснить китайских конкурентов и фактически остановить поставки российского и индийского проката в страны Юго-Восточной Азии. И прекратить ценовой спад в такой обстановке становится непростым делом.

Правда, следует отметить, что как раз в марте китайское правительство начало принимать реальные меры по ограничению производства стали в стране. Были проведены показательные проверки металлургических предприятий в двух городах, результатом чего стало закрытие нескольких заводов, обвиненных в сильном загрязнении окружающей среды. В настоящее время такие инспекции приняли более массовый характер. По оценкам китайских специалистов, выполнение новых, более строгих экологических нормативов приведет к увеличению себестоимости выплавки стали в стране, в среднем, на $30/т. Некоторые компании будут вынуждены уйти из бизнеса, другим придется понижать цены.

Важно и то, что китайское правительство всерьез задумалось о стратегии “выхода” для избыточных металлургических компаний. Совокупный объем мощностей по выплавке стали в стране составляет не менее 1,2 млрд. т в год при ожидаемом объеме производства в текущем году порядка 800 млн. т, так что эта проблема очень актуальна. Ранее против закрытия заводов очень резко выступали местные власти, опасающиеся роста безработицы на своей территории. Согласно проекту, который готовит Министерство промышленности и информационных технологий КНР, им планируется предоставить субсидии на переквалификацию металлургов и создание новых рабочих мест.

Однако все эти процессы стартуют не скоро и будут развиваться не быстро. По оценкам китайского правительства, сбалансировать национальный рынок стали удастся только в 2017 г. До этого времени мировой рынок проката будет находиться под давлением со стороны китайского экспорта – естественно, если он не станет объектом по-настоящему массовых антидемпинговых акций.

Если в Китае обстановка в последнее время изменилась мало, то в России март стал временем перелома. Укрепление рубля на фоне снижения котировок на мировом рынке привело к тому, что внутренние цены на прокат в стране превысили экспортные. Более того, курс рубля в целом рос в течение всего месяца, так что возможности российских металлургов по проведению агрессивной экспансии за рубежом резко сузились. Впрочем, стоимость российского листового проката продолжала снижаться, но в силу объективных рыночных причин – конкретно, неблагоприятной конъюнктуры на основных рынках сбыта, в Турции и европейских странах.

Турецкая металлургия переживает серьезный спад. По данным WSA, за два месяца выплавка стали в стране сократилась на 11,3% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. С большими трудностями столкнулись, в частности, турецкие производители сортового проката. Спрос на их продукцию на ключевых рынках Ближнего Востока и США уменьшился из-за падения цен на нефть и политической нестабильности в Ираке, Йемене, Ливане, Ливии.

Но и внутри страны проблемы имеют не менее острый характер. Нестабильный курс лиры по отношению к доллару ведет к снижению деловой активности, особенно, в строительном секторе, где большинство крупных компаний имеют высокую валютную задолженность. Спад в экономике ЕС вызвал падение спроса на турецкие товары в Европе. Позиции турецкой трубопрокатной отрасли пошатнулись после прошлогоднего введения антидемпинговых пошлин в США. В то же время, поставщики листового проката из Китая и СНГ стремятся расширять поставки в Турцию, конкурируя как между собой, так и с местными производителями.

В итоге в марте турецким металлургам так и не удалось поднять экспортные котировки на арматуру, а горячий прокат на внутреннем рынке после небольшого подорожания вскоре вернулся на прежние позиции. Прогноз на апрель по обоим секторам отрицательный. Поэтому и российским экспортерам, рассчитывавшим на поднятие котировок для Турции, в итоге пришлось пойти на некоторые уступки. На европейском рынке стали на первое место в марте вышли валютные факторы. Курс евро в начале месяца упал до минимального уровня по отношению к доллару с 2003 г. Это существенно понизило конкурентоспособность импортной продукции. При этом внутренние цены на прокат в регионе оставались в течение месяца относительно постоянными. Европейские металлурги уже несколько месяцев не могут добиться повышения котировок из-за избытка предложения и осторожной политики потребителей, предпочитающих закупать прокат небольшими партиями под конкретные потребности. Хотя в начале марта в ЕС стартовала программа по выкупу ценных бумаг у региональных банков, аналогичная американской QE, многие аналитики по-прежнему не верят в скорое восстановление евросоюзовской экономики. Тем не менее, ряд металлургических компаний в ЕС планируют поднять цены на листовой прокат на 10 евро/т в начале второго квартала. А на других региональных рынках от апреля ждут достижения крайней точки спада и стабилизации котировок, за которым должно последовать медленное восстановление в мае-июне. И хотя подобная “смена знака” предсказывается уже несколько месяцев с неизменно отрицательным результатом, на этот раз у данного сценария есть немало шансов на воплощение в жизнь. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version