Март прошел для Украины почти спокойно. Широкомасштабные боевые действия на Донбассе сменились перестрелками на “горячих” участках фронта.
Официальный курс гривны удалось стабилизировать в интервале 21,5-23,7 грн./$1, что менее чем втрое превышает “домайданный” уровень конца 2013 г. МВФ выдал первый транш кредита в $5 млрд., что позволило предотвратить немедленный дефолт. Даже конфликт президента Порошенко с экс-губернатором Днепропетровска и владельцем банковско-нефтяной группы “Приват” Игорем Коломойским благодаря мудрым указаниям американского посла был разрешен бескровно и почти мирно.
Период затишья оказал благотворное воздействие на украинскую металлургическую отрасль, показавшую в феврале рекордно низкие показатели, как минимум, с 1998 года. Тогда объем выплавки, по данным World Steel Association (WSA), составил всего 1,59 млн. т, что соответствовало всего 20,7 млн. т в годовом эквиваленте. В марте производство, по предварительным оценкам, должно возрасти не менее чем на 10-15%.
Во второй половине месяца после полуторамесячного перерыва возобновил работу Енакиевский метзавод группы “Метинвест”. Работники предприятия устранили повреждения, причиненные артиллерийским обстрелом 9 февраля, а восстановление работы железной дороги позволило возобновить поставки железной руды. К концу месяца на ЕМЗ функционировали аглофабрика и обе доменные печи, что дало возможность начать выплавку полуфабрикатов. На апрель намечен пуск прокатных станов как в Енакиево, так и на Макеевском метзаводе, филиале ЕМЗ. Как сообщает “Метинвест”, в апреле планируется произвести около 200 тыс. т продукции, что практически соответствует довоенному уровню загрузки производственного комплекса.
Прекращение военных действий помогло и другим предприятиям группы “Метинвест”. В марте увеличили выплавку стали мариупольские комбинаты – “Азовсталь” и ММК им. Ильича, где также основным ограничивающим фактором были недостаточные поставки сырья. Расширил выпуск Авдеевский коксохимический завод, во время февральских боев находившийся в считанных километрах от линии фронта и неоднократно получавший случайные попадания от обеих сторон. Только “Запорожсталь”, единственный комбинат группы, находящийся вне зоны боевых действий, запланировал на март сокращение производства, однако произошло это по объективным причинам, вследствие остановки на двухмесячный ремонт одной из доменных печей.
Однако ситуация как в экономике Украины, так и в национальной металлургической отрасли остается очень сложной. Кредит МВФ не помешал международным агентствам снова понизить рейтинг страны, поставив его всего на одну ступеньку выше дефолтного уровня. Впрочем, министр финансов страны, американская гражданка Наталья Яресько, сообщила о начале переговоров с владельцами украинских гособлигаций с целью реструктуризации задолженности, что означает, по сути, технический дефолт. О состоянии украинских валютных резервов говорит хотя бы то, что российский газ оплачивается чуть ли не в ежедневном режиме порциями по $15 млн.
Пресловутая стабильность гривны была достигнута путем жестких административных ограничений, в частности, очень сильно затрудняющих импортерам доступ к валюте. Учитывая высокую зависимость страны от импорта энергоносителей, лекарств, промышленного оборудования, бытовой техники и потребительских товаров, это может привести к нехватке многих важных продуктов.
Впрочем, неудовлетворенный, отложенный спрос на валюту таит в себе и другую опасность. В конце прошлого – начале года Нацбанк Украины уже удерживал точно такими же методами гривну на отметке около 16 грн. /$1, а 5 февраля внезапно отпустил вожжи. Тогда на пике падения официальный курс превысил 30 грн. /$1, а на “черном” рынке достиг более 40 грн. И в нынешней ситуации риск нового такого обвала выглядит весьма серьезным.
Украинская экономика по-прежнему демонстрирует удручающие результаты. В четвертом квартале 2014 г. ВВП страны сократился на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. На первый квартал прогнозируется минус 7-10%, но здесь надо учитывать, что как раз в феврале-марте 2014 г. украинские проблемы начали всерьез обостряться. Промышленное производство в январе-феврале упало на 21,7% по сравнению с теми же месяцами прошлого года, а в строительстве спад превысил 30%. С начала года в стране обанкротилось 13 банков (в 2014 г. – 33) из 180 на начало 2014 г. И это еще, очевидно, не предел. Фонд гарантирования депозитов теперь должен вернуть вкладчикам 35 млрд. грн., что соответствует 2,2% от украинского ВВП за прошлый год, и эти расходы, очевидно, придется покрывать за счет эмиссии.
Для украинских металлургических предприятий продолжает оставаться актуальной проблема дефицита сырья. Правительство сокращает импорт природного газа, в приказном порядке урезая его поставки промышленности, в том числе, меткомбинатам. Предприятия, на которых действуют установки по вдуванию пылеугольного топлива, переживают эту трудность легче, но остальные вынуждены увеличивать использование дефицитного в Украине кокса. Из-за падения угледобычи и разрушения транспортной сети уровень загрузки мощностей в национальной коксохимической отрасли составляет менее 45%. Именно вследствие нехватки кокса вынуждены ограничивать загрузку мощностей такие предприятия как “АрселорМиттал Кривой Рог” и Днепровский меткомбинат им. Дзержинского.
Так и не вернулся в строй Алчевский меткомбинат, хотя его собственник, группа “Индустриальный союз Донбасса”, планировала возобновить его работу в марте. Однако транспортная и энергетическая проблемы оказались пока неразрешимыми. Сырье и электроэнергию АМК получает с другой стороны фронта, поэтому никто не может гарантировать стабильность этих поставок. Похоже, восстановление функционирования комбината снова отложено на неопределенный срок.
На украинском рынке стали март стал месяцем падения цен. На пике февральского валютного кризиса, когда металлурги и трейдеры ориентировались на курс порядка 30-35 грн./$1 по сравнению с 18-20 грн. месяцем ранее, котировки на сортовой и листовой прокат подскочили на 25-30%. Повышение официального курса гривны заставило их опускать цены обратно. Стоимость арматуры А500С размером 12 мм, в начале марта достигавшая в Киеве 16,8 тыс. грн./т, с НДС, к концу месяца сократилась у некоторых поставщиков до менее 13,5 тыс. грн./т. Горячекатаные рулоны толщиной 4 мм подешевели от более 14,5 тыс. до менее 12,5 тыс. грн./т, с НДС. Сообщалось также о предложениях по конкурентоспособным ценам белорусской арматуры, но объемы ее закупок были минимальными из-за проблем с приобретением валюты и непредсказуемостью общей ситуации.
Как отмечали украинские трейдеры, во второй половине марта спрос на прокат немного оживился. Многие потребители скупали его про запас, опасаясь нового падения гривны и соответствующего скачка цен. Однако по сравнению с прошлым годом активность все равно низкая, так как большое число компаний испытывают финансовые проблемы, а кредитование реального сектора в Украине практически приостановилось еще в прошлом году. Реальное потребление тоже минимальное из-за спада в промышленности и строительном секторе. Впрочем, украинские металлурги пока что могут компенсировать провалы на внутреннем рынке расширением экспорта. В апреле каких-то серьезных перемен в украинской экономике не ожидается. Ситуацию в стране будет определять, в первую очередь, политика – как на Донбассе, так и в отношениях между украинскими олигархическими группировками. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)