Металл Украины и мира

Украина: в экспорте лома Молдова занимает второе место

Молдова может стать не менее сильным центром притяжения для украинского лома, чем Турция, если только новая верхушка Молдавского металлургического завода сумеет наладить его стабильную работу. В случае увеличения объемов выплавки вдвое ММЗ понадобится до 0,5 млн. т импортного лома.

В географической раскладке экспорта украинского лома Молдова традиционно занимает второе место, но с огромным отрывом от лидера. Если в 2014 г. из Украины было вывезено порядка 1 млн. т лома черных металлов, то в Молдову попало лишь 93 тыс. т. Весь остальной объем ушел преимущественно в Турцию. За последние 6 лет поставки украинского лома на молдавский рынок так и составляли – 100 тыс. т в среднем за год. Самый низкий показатель зафиксирован в 2013 – 53 тыс. т, самый высокий в 2009 – 184 тыс. т.

Казалось бы, для отечественных сборщиков лома трудно найти более идеальное место для сбыта. Транспортное плечо между двумя странами сведено фактически к нулю. На перевалку в портах тоже тратиться не надо. Тогда как дорога в Турцию добавляет порядка $35 к цене каждой тонны лома. Но загвоздка в том, что турецкий рынок диверсифицирован и насчитывает около десятка солидных покупателей. В Молдове же сбыт зависит исключительно от самочувствия одного единственного предприятия – металлургического завода в Рыбнице. К тому же оно находится на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

Такое местоположение создает благодарную почву для возникновения разных непрозрачных схем, за счет которых наживаются бизнесмены, близкие к властям, как в Кишиневе, так и в Тирасполе. Соответственно, ухудшается экономика и самого метзавода, и операций ломоторговли. Из-за нерукоподаваемого статуса ПМР Молдавский металлургический завод не может быть самостоятельным субъектом внешнеэкономической деятельности – и импортировать сырье, и экспортировать прокат он может только под юрисдикцией Молдовы. А на территории последней уже длительное время действует лоббистский закон, позволяющий поставлять лом на ММЗ исключительно компании-монополисту Metalferos. Она и сама занимается сбором металлолома в стране, но самые легкие деньги зарабатывает на документальном оформлении партий, следующих в Рыбницу.

А на том берегу лом уже поджидает свой монополист – приднестровский “Вторчермет”. Он добавляет к цене сырья свою накрутку и в конечном итоге его стоимость ни в чем не уступает аналогичному товару на рынке той же Турции. В прошлом ММЗ уже не раз попадался на том, что в таможенной документации указывал цену на лом почти в два раза выше закупочной. Однако правоохранительные органы соседней страны так и не обнаружили, где же оседает разница. Возможно, потому что компания Metalferos считалась близкой к бывшему президенту Молдовы Дмитрию Воронину, а “Вторчермет” – к бывшему директору ММЗ Юрию Мельнику. Но поскольку и там, и там руководство уже поменялось, то это могло послужить сигналом к ломке старых схем. Ее результатом и стал пуск 10 марта завода в Рыбнице после очередного перерыва в работе.

Предшествовали пуску фундаментальные изменения в организационной структуре ММЗ. Контролировавший 50% акций завода холдинг “Металлоинвест” российского бизнесмена Алишера Усманова передал этот пакет государству ПМР. Прошло совсем немного времени, и на предприятии появился новый руководитель, он же и инвестор – бывший директор Атырауского НПЗ в Казахстане и нефтетерминала в Батумском морском порту Грузии Талгат Байтазиев. Он – человек с неоднозначной репутацией. Подозрения в масштабных финансовых махинациях тянутся за ним после ухода с должностей как в Батуми, так и в Атырау. Но при этом человек небедный – в Казахстане его периодически вносят в десятку самых богатых бизнесменов страны.

Неожиданно появившись в Рыбнице, Талгат Байтазиев заявил о готовности вложить $140 млн. в Молдавский метзавод. При этом он подчеркивал, что не намерен входить в состав акционеров ММЗ, а свою долю будет зарабатывать за счет процента с прибыли предприятия. Прибыльным, согласно плану, оно должно стать в 2016 г. Пока же приходится генерировать убытки. К примеру, в январе, когда завод еще стоял, они составляли примерно $4 млн. в месяц.

Предполагалось, что $40 млн. казахский инвестор хочет вложить в строительство нового цеха на ММЗ, $100 млн. – это товарный кредит, проще говоря, металлолом, из которого и будут плавить сталь в Рыбнице. По состоянию на 10 марта на складах ММЗ уже было заготовлено около 20 тыс. т лома. “Еще сотня вагонов с металлоломом с сырьем движется в сторону Рыбницы. Завод будет работать круглосуточно”, – заверил 11 марта Талгат Байтазиев президента ПМР Евгения Шевчука.

Правда, в конце марта в схеме появились коррективы. Точнее, в ней появились две безвестные фирмы – Brik Oil FZE (ОАЭ) и “Тирасмет” (ПМР), которые и возьмут на себя финансирование упомянутого товарного кредита. Как сообщила пресс-служба Молдавского метзавода, эти фирмы уже заключили контракты на поставку предприятию лома из Украины и Молдовы на общую сумму более $200 млн. И это позволит предприятию увеличить объемы выплавки более чем в два раза. При нынешних ценах на лом за такие деньги потенциально можно приобрести 1 млн. т сырья. Хотя столько ММЗ и не требуется.

В 2014 г. завод выплавил 344 тыс. т стали и 390 тыс. т проката. Годом раньше – примерно вдвое меньше. Рекордные результаты в истории ММЗ – это около 1 млн. т стали и свыше 800 тыс. т проката. Но сегодняшнее состояние его мощностей уже не позволит добиться таких показателей без предварительной реконструкции. Поэтому план по стали на март составляет 37-38 тыс. т, в последующие месяцы – на уровне примерно 50 тыс. т.

“Если ММЗ действительно будет наращивать объемы производства, то ему придется ориентироваться на украинское сырье. Лучшей альтернативы нет, – говорит руководитель отдела маркетинга ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Юрий Добровольский. – Румынский лом слишком дорогой. Казахстанский рынок закрытый. В России наблюдается нехватка лома. А за счет внутреннего, молдавского рынка ММЗ загрузить не удастся”.

В самой Молдове за год собирают 400-500 тыс. т лома черных металлов, но значительная его часть уплывает в ту же Турцию. Если исходить из статистики прошлых лет, то при объемах выплавки на ММЗ в среднем 300 тыс. т в год, он закупал в Украине до 100 тыс. т лома. Увеличив выплавку до 600-800 тыс. т, вероятно, объемы импорта придется увеличить в 2,5-3 раза. “Но надо иметь в виду, что на пути вывоза лома из Украины, в том числе в Молдову, имеются значительные бюрократические барьеры”, – отмечает Юрий Добровольский. Барьеры эти возведены и Киевом, и Кишиневом. Но сейчас как раз заметна активизация лоббистких усилий по их снесению.

Примечательно, что уже через три дня после пуска завода в Рыбнице президент непризнанной ПМР Евгений Шевчук уехал в Кишинев на встречу с премьер-министром Молдовы Кириллом Габуричем. Это событие не входит в ряд ординарных, если учесть, что последний раз лидер Приднестровья бывал в столице Молдовы аж целых два с половиной года назад. Согласно официальной информации, во время мартовской встречи недружественные соседи договорились о взаимных железнодорожных перевозках грузов на 2015-2016 гг., что важно для экономики обеих частей Молдовы, и для ММЗ в частности. Но о том, что на этих переговорах Шевчук настойчиво поднимал вопрос об упразднении монополии Metalferos на поставку лома в Приднестровье, широкую общественность предпочли не информировать.

Хотя для команды Байтазиева наличие собственного канала обеспечения ММЗ ломом является ключевым условием долгосрочного присутствия на заводе. Евгений Шевчук вынужден потворствовать этой прихоти, поскольку его республика сейчас погрузилась в глубокую экономическую стагнацию. В данных условиях стабильная работа метзавода – это палочка-выручалочка, источник живых денег в пустой бюджет ПМР, расходы которого сегодня в 4 раза превышают доходы. Рыбницкое же предприятие в хорошие времена обеспечивало около 70% валютных поступлений непризнанного анклава.

В это же время в Верховной Раде Украины уже зарегистрирован проект закона об отмене квотирования и регистрации внешнеэкономических контрактов на экспорт лома черных металлов (автор – Игорь Луценко, фракция “Батькивщина”). А в Министерстве экономического развития заявили о готовности пересмотреть процедуру распределения квот. Но даже и без такой либерализации в феврале наблюдался резкий всплеск экспорта лома. По данным агентства “Металл-Эксперт”, относительно объемов января февральские объемы вывоза выросли в 2,5 раза, чуть не дотянув до 100 тыс. т.

Логическим завершением этих процессов могло бы стать вхождение самого Байтазиева в ломозаготовительный бизнес в Украине. Некоторые игроки данного рынка считают такой поворот вполне вероятным. Неспроста же семья казахстанского бизнесмена сегодня обосновалась в Киеве. А он сам пытается наладить связи и с администрацией президента, и с Украинским союзом промышленников и предпринимателей, одним из вице-президентов которого, кстати, является Али Мохаммад Хани Омран, чья компания “Еврофинанс Лтд” консолидирует активы целого ряда вторчерметов. В прошлом Омран водил партнерство с экс-нардепом Юрием Иванющенко. Но теперь, когда Иванющенко фактически самоустранился из украинского бизнеса, остались открытыми сразу несколько ниш в разных сферах (не только в сбое лома), которые могут занять другие бизнесмены. Впрочем, это не означает, что их репутация будет более кристальной. (Ярослав Ярош, МинПром/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version