Металл Украины и мира

Россия: рынок стали 3 – 10 мая 2015 года

Неделя 3-10 мая была праздничной и торжественной. Но это отнюдь не значит, что неотложные проблемы отечественной экономики должны отойти на задний план.

Вообще, нынешняя обстановка представляется неопределенной, двойственной. С одной стороны, острого кризиса нет. Курс рубля в апреле укрепился на 13% по отношению к доллару, а в последние четыре недели сохраняет относительную стабильность. Центробанк понизил ключевую ставку и отмечает ослабление инфляционных процессов. Даже нефть, и та подорожала.

Однако, с другой, рынки по-прежнему “лежат”. Люди стали покупать намного меньше автомобилей и бытовой техники, чем прежде. По данным Агентства ипотечного жилищного кредитования, в первом квартале было выдано на 35% меньше ипотечных кредитов, чем за тот же период годичной давности. Как сообщает Федеральная таможенная служба, за январь-апрель импорт из дальнего зарубежья сократился на 37,7% по сравнению с первыми четырьмя месяцами прошлого года. Причем, ввоз электротехнического, механического оборудования, приборов уменьшился в 1,6-1,7 раза. И это вызвано не только понижением курса рубля, но и падением инвестиционного спроса.

Безусловно, в связи с сокращением нефтегазовых доходов и санкциями на мировом финансовом рынке в Россию стало поступать гораздо меньше денег из-за рубежа. А внутренних источников финансовых средств явно недостаточно.

Выступая на совещании по выполнению майских указов (от 2012 г.), президент Владимир Путин был вынужден признать, что достичь намеченных целей не удается, прежде всего, из-за замедления темпов экономического роста (а теперь уже – и экономического спада) и дефицита ресурсов. Сокращены расходы государственного бюджета, в том числе, на выполнение инвестиционных проектов и программ. Ни Центробанк, ни коммерческие банки не могут, да и не слишком стремятся расширять приток средств в реальный сектор.

Такую позицию можно и нужно критиковать, но в ней есть и рациональное зерно. Проблема российской промышленности заключается не столько в недостатке кредитных ресурсов, сколько в ограниченном спросе на ее продукцию. Да, государство размещает триллионные заказы на военную технику, финансирует крупные инфраструктурные проекты, субсидирует автомобильные и ипотечные займы, стимулируя развитие машиностроения и строительной отрасли. Но этого недостаточно.

Как показывает пример Китая, само по себе наращивание производственных мощностей в конечном итоге приводит к их недогрузке. Да и в России заводы могут выпускать больше арматуры, сварных труб, труб большого диаметра, легковых автомобилей, железнодорожных вагонов, чем это сейчас нужно рынку. А выделение значительных финансовых средств на реализацию крупных инфраструктурных проектов рано или поздно поднимает вопрос об их окупаемости, с чем сейчас тоже столкнулись китайцы.

Политика импортозамещения – это прекрасно! Но станут ли российские частные компании покупать отечественные станки и производственные линии, если их выбор ограничен, а есть возможность приобрести нужную технику за рубежом?! Да и российские потребительские товары, что греха таить, часто уступают импортным – хотя бы в представлении потребителей.

Между тем решение этой проблемы есть, правда, длительное и непростое. В последнее время Владимир Путин несколько раз указывал на низкую производительность труда в российской экономике. В прошлом году она прибавила только 0,5%, а в первом квартале текущего – вообще снизилась на 1%. И это не упрек, что мы, дескать, плохо работаем. В современной экономической литературе производительность труда определяется как стоимость продукции, произведенной за единицу времени. Ее относительно низкий показатель в России объясняется исключительно тем, что в отечественной экономике велика доля архаичных, низкотехнологических секторов, не создающих значительную добавленную стоимость.

Как, собственно, и заявлял президент, повышения производительности труда можно добиться только за счет модернизации. Как на микроуровне, путем замены устаревшего оборудования на современное, более производительное, так и на макро – в масштабах всей экономики, где нужно развивать, в первую очередь, передовые высокотехнологичные сектора. Пустить этот процесс может только государство, причем, временно создавая тепличные, льготные условия для поддерживаемых отраслей. При этом, естественно, нарушаются краткосрочные интересы потребителей, которым на какой-то период приходится отказываться от более привлекательного импорта, пока не произойдет его замещения. Но зато в долгосрочной перспективе от такого протекционизма выигрывает вся экономика.

В России такие процессы пока что реализуются только в ограниченных масштабах, в частности, в автомобилестроении. Благодаря льготам за последние годы в нашей стране было построено несколько автозаводов, а доля импортных автомобилей на отечественном рынке сократилась до около 30% в 2014 г. по сравнению с более 70% десятилетием ранее. В отрасли медленно, но верно растет локализация, т. е. в России появляются предприятия, выпускающие автокомпоненты, открываются новые рабочие места.

В то же время, данный пример не слишком удачен. Пока что российская автомобильная промышленность создает слишком низкий спрос на квалифицированный труд, например, в области НИОКР или промышленного дизайна. Уровень заработной платы в отрасли не является опережающим по отношению ко всей отечественной промышленности в целом.

Относительно невысокая платежеспособность российских покупателей не позволяет быстро расширять внутренний авторынок, а технологическая вторичность, отсталость автопрома практически не дает возможности развивать его за счет экспорта.

Заявленный еще а прошлом году правительством курс на импортозамещение в области авиастроения, станкостроения, производства нефтегазового оборудования, даже нержавеющей стали в принципе открывает более широкие возможности. Высокотехнологичные отрасли создают спрос на продукцию друг друга. Например, массовое строительство пассажирских самолетов нуждается в наличии развитого производства специальных материалов, навигационного оборудования, авиадвигателей, для которых необходимы специальные стали и сплавы.

Все это – дорогостоящая продукция с высокой добавленной стоимостью. Ее продажи обеспечивают компаниям высокие прибыли, которые могут быть реинвестированы, а государству – повышенные налоговые отчисления, за счет чего могут быть профинансированы новые проекты.

Высокие зарплаты квалифицированных специалистов подтягивают за собой весь национальный рынок труда, как это было в западных странах в 50-70-е годы. Это способствует расширению потребительского рынка и создает стимулы для освоения производства потребительских товаров. Такой механизм может быть пущен и в современной России, если, конечно, на это хватит желания и воли государства, а отечественным промышленникам, реально делающим дело, будут хотя бы не мешать.

А пока что же положительным сигналом выглядит и состоявшееся подписание многочисленных китайско-российских соглашений. Возможность привлечения китайских финансовых ресурсов в российские проекты, инвестирование китайцами более 100 млрд. руб. в строительство высокоскоростной магистрали “Москва-Казань”, договор о новом газопроводе “Алтай”, совместные инициативы в области авиастроения – все это способно дать достаточно весомый толчок российской экономике, задыхающейся от недостаточного спроса.

Таким образом, свет в нашем туннеле, определенно, есть. Вот только сейчас мы как раз и проходим через сам туннель. Это особенно сильно ощущается на российском рынке стали.

По данным трейдеров, видимый спрос на арматуру, фасон, сварные трубы, непокрытый листовой прокат в настоящее время отстает на 15-30% от прошлогодних показателей. И, судя по всему, быстрого улучшения ситуации не произойдет.

Металлургическим компаниям, в январе-апреле, как правило, старавшимся сохранить прежние объемы выпуска, и дистрибуторам, сидящим с заполненными складами, в результате приходится корректировать свои действия и снижать, снижать, снижать цены. В праздничную неделю лишь немногие компании пересматривали котировки в прайс-листах, но львиная доля изменений была направлена на понижение.

Продолжается спад на российском рынке арматуры. Производители по итогам прошлого месяца сбавили цены на 7-8%, до около 24,7-24,8 тыс. руб./т, CPT Москва с НДС для продукции А500С размером 12 мм. Однако некоторые компании в Москве уже продают эту арматуру менее чем по 24,5 тыс. руб./т, с НДС со склада. И, похоже, стоимость этой продукции в ближайшем будущем таки опустится ниже отметки 24 тыс. руб./т.

Сходные, пусть и не такие интенсивные процессы происходят и на рынке листового проката. Стоимость непокрытой продукции в мае, очевидно, уменьшится на 1,5-3 тыс. руб./т по сравнению с предыдущим месяцем.

В связи с этим дистрибуторы, которые в апреле пытались довести складские котировки до уровня завышенных заводских цен, теперь, судя по всему, пойдут на попятную.

На мировом рынке ситуация несколько лучше. Подорожание металлолома, поставляемого в Турцию, и железной руды, экспортируемой в Китай, способствовало росту цен на турецкий и китайский сорт. В выигрыше отказались и поставщики заготовки из стран СНГ, которые в конце апреля – начале мая получили возможность для небольшой прибавки. Кроме того, те же турецкие и китайские компании начали повышать котировки и на листовой прокат, а курс евро немного приподнялся по отношению к доллару, так что при неизменных евровых ценах произошел их небольшой рост в долларовом эквиваленте.

Правда, подъем на мировом рынке стали не производит впечатления устойчивого.

Стоимость сортового проката на Ближнем Востоке вряд ли сможет существенно увеличиться в обозримом будущем в связи с политической напряженностью в регионе и приближением Рамадана, который начинается 18 июня. Железорудные котировки вот-вот снова пойдут вниз из-за сокращения производства стали в Китае, а анонсированный китайскими металлургами рост цен на сталь может быть сведен на нет жесткой конкуренцией между азиатскими экспортерами листового проката.

Европейские специалисты поспешили объявить, что начатая в марте программа повышения ликвидности региональных финансовых учреждений путем выкупа у них ценных бумаг Европейским центральным банком уже дает результат.

Промышленность и строительство в ЕС, как ожидается, должны прибавить по сравнению с прошлым годом. Однако, судя по недавним статистическим данным, промпроизводство в Германии неожиданно сократилось на 0,5% по сравнению с февралем, в то время как все ожидали рост. А европейские металлурги сообщают, что не видят возможностей для повышения цен на листовой прокат, по меньшей мере, до осени.

В итоге и получается, что нынешнюю ситуацию как на мировом рынке стали, так и в российской экономике можно назвать словом “прозябание”. Вроде бы, не так уж все плохо, но и причин для особой радости нет. А чтобы мощно, по-настоящему идти вперед, нам нужна победа – решительная и безоговорочная победа над стагнацией и депрессией! (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version