Металл Украины и мира

Украина: концепция мини-металлургии себя изжила

Доктор технических наук, профессор Алексей Смирнов консультировал многие компании по вопросам создания современных сталеплавильных производств. Был одним из авторов концепции украинской мини-металлургии, сейчас ратует за развитие микро-миллов в стране. Курирует образовательный ресурс steel-education.org. Во интервью UAprom ученый рассказывает, каким может быть путь развития для черной металлургии Украины в контексте мировых экономико-технологических трендов.

– Соответствуют ли мировым образцам то оборудование, которые устанавливалось в ходе техперевооружения украинских метпредприятий?

– Несомненно, это качественное оборудование. Но.. Мир уходит вперед, за рубежом строят литейно-прокатные модули (ЛПМ). Эти агрегаты позволяют отказаться от трех-четырех циклов разогрева-охлаждения стали, как это происходит в случае с консервативным процессом. Внешние источники для нагрева не применяются, используется внутреннее тепло металла – его энтальпия.

Литейно-прокатный модуль кардинально снижает издержки на выпуск металлопродукции, обеспечивая высокое качество. При этом ЛПМ намного компактнее оборудования, которое используется на украинских метзаводах. Его длина – около 400 м, тогда как старые прокатные цехи могут простираться на километры.

В нашей стране ЛПМ пока лишь включают в презентации перспективных проектов техразвития. А в России его уже построили на Выксунском металлургическом заводе.

– Какой общей концепции придерживаются при сооружении новых заводов в металлургически развитых странах?

– Можно рассмотреть пример Индии, которая быстро развивается и уже вышла на третье место в мире по выпуску стали.

Индийская металлургия полного цикла сейчас создается преимущественно без доменных печей и многокилометровых прокатных цехов. Вместо них строят комплексы по производству железа прямого восстановления (DRI), например, по технологии Midrex. А на финишном этапе оборудуют ЛПМ производительностью 1,0-1,5 млн. т в год каждый. Сталеплавильный передел представлен, в том числе дуговыми печами. Все это существенно снижает энергозатраты на производство продукции, а также уменьшает нагрузку на окружающую среду.

Подобная концепция технического развития черной металлургии вполне подходит и для украинской большой металлургии.

– Сколько инвестиций может потребовать строительство подобного завода?

– Завод полного цикла требует вложений порядка $1000-1200/т годового производства стали. Для мини-металлургии показатель может быть в пределах $500-600/т. Инвестиции в интегрированное предприятие с комплексом по выпуску DRI и ЛПМ потребуют среднего между названными цифрами.

– Какое будущее, по Вашему мнению, ожидает украинскую мини-металлургию – электросталеплавильные производства с годовым объемом выпуска около 1 млн. т? В прошлом десятилетии стратегия их развития была достаточно популярной в отрасли.

– В Украине концепция мини-металлургии, полагаю, себя изжила в плане получения экспортной заготовки. Причина кроется в недостатке амортизационного металлолома, основного сырья для электропечей.

Анализируя нюансы развития данного сегмента металлургии, необходимо принимать во внимание несколько факторов. Главный из них – время появления мини-заводов в отрасли. Пионером мини-металлургии в стране стал бывший завод “Истил” (Украина), ныне – простаивающий ДЭМЗ. Его собственники “сняли пенки” с концепции минимизации издержек, перерабатывая в экспортную заготовку недорогой лом. Последний в те времена образовывался в избыточных количествах.

Затем были пущены в эксплуатацию “Электросталь” в Курахово, павлоградское предприятие “ТСА Стил Групп”, “АзовЭлектроСталь” в Мариуполе, новое металлургическое производство “Энергомашспецсталь” в Краматорске. В 2012 г. начал работу электросталеплавильный комплекс компании “Интерпайп” в Днепропетровске. Он создавался для сырьевого обеспечения круглой заготовкой трубно-колесных предприятий “Интерпайпа”. Долгое время велись разговоры относительно строительства мини-милла в Белой Церкви. Но данный проект реализован не был.

В течение десяти лет мини-заводы работали нормально, а затем объемы образования лома в Украине уменьшились. Это сырье заготавливалось не только для потребностей металлургии, стальной лом активно вывозился за рубеж. Да, и стальная заготовка, экспортируемая с электрометаллургических производств – тот же переплавленный лом, лишь в иной форме. Металлофонд особо не возобновлялся, и сейчас лома для всех украинских мини-миллов уже не хватает. Часть из них простаивает, как ДЭМЗ или павлоградское предприятие.

По моему мнению, дальнейшая перспектива отечественной электрометаллургии – за микро-заводами.

– Что Вы подразумеваете под микро-металлургией?

– Микро-металлургические производства – это небольшие комплексы, созданные на базе, скажем, существующих литейных цехов. Они оснащаются оборудованием для дуговой плавки – электропечами емкостью в 5-10 т против 100-150 т в большой металлургии. В подобных конфигурациях не всегда требуется непрерывная разливка, процесс может быть полунепрерывным. А если речь идет о производстве поковок, то не требуется и прокатное отделение.

Уровень годового производства – 15-20 тыс. т, максимум. Микро-миллы ориентированы на выплавку специальных марок стали в расширенном сортаменте и небольших количествах. Заказы могут приниматься на ты и десятки тонн, а не тысячи и десятки тысяч, как в традиционной металлургии.

Что примечательно, для функционирования такого предприятия далеко не всегда необходим железнодорожный транспорт. Объемы потребления сырья и отгрузки продукции позволяют использовать автомобильные перевозки. По такой концепции работает много предприятий во многих странах мира, Например, хорватское предприятие Zeljezara Split. Пример подобного построения в Украине – электросталеплавильное производство сумского “Завода утяжеленных бурильных и ведущих труб”.

– Каковы перспективы развития микро-миллов в Украине?

– Создание микро-заводов требует на порядок меньших инвестиций, чем в случае с мини-металлургией. Ставка делается на повышенную добавленную стоимость, а не количество. Излишние объемы выпуска для металлургического микро-завода могут быть даже вредны – с точки зрения цен на продукцию в узких рыночных нишах. Микро-милы перспективны в том плане, что в большинстве своем они ориентируются на внутренний рынок, их естественный потребитель – отечественное машиностроение. Другое дело, что ожидать инвестиций в этом направлении можно лишь после появления стабильности в Украине. (Сергей Кукин, Uaprom.info/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version