Металл Украины и мира

Украина: генеральный директор ПАО “Азовсталь” Энвер Цкитишвили – о работе, проблемах и инвестиционных планах

Металлургический комбинат “Азовсталь” – одно из двух крупнейших предприятий Украины, находящееся в прифронтовом Мариуполе. Несмотря на близость к линии фронта комбинат продолжал работать даже в период активных боевых действий. Однако во время относительного затишья у предприятия возникли проблемы иного рода. В данное время комбинат испытывает трудности с логистикой, которые связаны со сложностью прохода железнодорожных составов через зону проведения антитеррористической операции, а также задолженностью со стороны государства по невозмещенному НДС в 300 млн. грн.

Генеральный директор металлургического комбината “Азовсталь” Энвер Цкитишвили рассказал “Украинським новынам” о работе, проблемах и инвестиционных планах предприятия.

– Расскажите, пожалуйста, о строительстве комплекса вдувания пылеугольного топлива на “Азовстали”?

– Наблюдательным советом группы “Метинвест” было принято решение о строительстве комплекса вдувания пылеугольного топлива (ПУТ) на комбинате “Азовсталь”. На сегодняшний день проектная документация полностью оплачена, и ее готовность – порядка 98%. В объемах утвержденного проекта мы не строим у себя склад для угля, не строим у себя мельницы, потому что очень хороший склад угля и мельницы есть на ММК им. Ильича. Мы купим или возьмем в аренду транспортные средства для транспортировки подготовленного пылеугольного топлива и будем его возить с ММК им. Ильича, а на том месте, где раньше было отделение для внепечной обработки стали, мы будем строить станцию по приему ПУТ. После чего ПУТ будет транспортироваться по трубопроводам и вдуваться в наши печи. Позднее, после реконструкции остальных доменных печей, мы рассмотрим вопрос строительства склада угля и двух мельниц. Но потенциальный второй этап строительства – это для нас более отдаленная перспектива.

– А когда вы планируете пустить установку ПУТ на “Азовстали”?

– По проекту строительство установки предусматривает от 16 до 18 месяцев. Но хочу отметить, что начало строительства зависит от многих факторов: мы не можем построить ПУТ и не привезти для него уголь из-за неудовлетворительной работы “Укрзализныци”. Или построить установку и не обеспечить ритмичную работу доменного цеха, потому что к нам не идут составы. Компания “Метинвест” готова вкладывать средства в “Азовсталь” при условии, если наши партнеры в лице государства со своей стороны будут выполнять свои обязательства и хотя бы дисциплинировано осуществлять перевозки.

– Вы говорили о модернизации доменных печей. Это будет модернизация наподобие модернизации доменной печи (ДП) №4?

– Да. Все наши печи будут выстраиваться под ее тепловой уровень, под ее уровень экологии и под ее уровень автоматизации процесса.

– А когда вы планируете приступить к модернизации остальных доменных печей предприятия?

– По тем оценкам, которые мы делали до начала текущего кризиса, в год планировалось проводить по одному ремонту печи второго разряда. Это очень большие ремонты, которые требуют серьезных средств.

– Боевые действия изменили ваши планы?

– Нет. Мы пока еще не сняли с нашей повестки дня ремонт второго разряда доменной печи №3.

– И когда планируете начать ремонт?

– Мы планируем вернуться к этому вопросу в октябре.

– То есть в октябре уже можете начать ремонт?

– В сентябре мы рассмотрим проект на наблюдательном совете, и в случае его одобрения в октябре мы можем начать заказывать оборудование для капитального ремонта второго разряда.

– И завершить этот ремонт вы планируете в 2016 г.?

– Повторюсь, пока говорить об этом еще рано. Если все пойдет по такому сценарию, то теоретически мы можем завершить ремонт уже в 2016 г.

– А какой бюджет данного проекта?

– Пока я не готов говорить о бюджете, но он будет меньше, чем бюджет ремонта ДП №4. Третья доменная печь больше подготовлена к ремонту. На четвертой же мы начинали все с нуля.

– Скажите, а много природного газа потребляет “Азовсталь”?

– В результате ряда мероприятий, осуществляемых по программе “Метинвеста” “Бережливое предприятие”, заводам группы удалось снизить потребление природного газа на 30%. На “Азовстали” доменные печи вместо 100 тыс. куб. м природного газа на 1 т чугуна сегодня потребляют всего 30 тыс. куб. м.

– Зимой вам пришлось закупать газ у “Нефтегаза Украины”. Как вы можете охарактеризовать сотрудничество с ними?

– Вопросы сотрудничества с “Нефтегаз Украины” решаются на уровне управляющей компании. Но я могу сказать, что за газ мы платим регулярно. Как только нам возмещают НДС, то первое, что мы делаем – платим за газ.

– А НДС вам возвращают в полном объеме?

– На сегодняшний день общая задолженность государства по НДС перед “Азовсталью” – около 300 млн. грн. Ранее нам погасили 280 млн. НДС – мы эти деньги сразу же отдали за газ – был взаимозачет. В ГФС тоже понимают, что до бесконечности это (невозмещение НДС) продолжаться не может. На сегодняшний день долг перед группой “Метинвест” составляет уже более 3,5 млрд. грн., и это действительно критично.

– Насколько сейчас загружены производственные мощности “Азовстали”?

– На 60%. Это связано с недопоставками кокса вследствие боевых действий и с плохой работой “Укрзализныци”. Управление логистикой снабжения предприятия происходит в ручном режиме, а это неправильно.

– А у кого вы закупаете кокс?

– За время боевых действий где только не приходилось его брать. И у “Запорожкокса”, и на Авдеевском КХЗ, даже один раз в Колумбии. В основном мы работаем с АКХЗ и потребляем кокс собственного производства. У нас есть собственный коксохим, который покрывает 50% потребностей.

– Вы говорили о неудовлетворительной работе “Укрзализныци”? Что вы имели в виду?

– У меня сегодня 5 печей, из которых одна, ДП №4, стоит на реконструкциии При этом в работе всего три печи. Мы были вынуждены остановить ДП №6 из-за того, что на станции “Камыш-Заря” скопились составы, и сырье не поступало на предприятие.

– А поставки через Мариупольский морпорт могут исправить ситуацию?

– Азовское море – это не Черное море. Оно мелкое, и все корабли, которые идут в Мариупольский порт, идут по определенному каналу. И, как правило, это корабли небольшого водоизмещения.

– А как осуществляется снабжение предприятия железной рудой?

– Мы отслеживаем движения составов. Бывают большие задержки. Недавно у нас составы с окатышами стояли на станциях “Запорожье-1” и “Чаплино”.

– С чем связаны такие задержки?

– Это связано с организацией работы. Там не хватает тепловозных бригад, не хватает работающих тепловозов, у них постоянно куда-то девается топливо.

– Вы планируете осваивать новую продукцию?

– Только за прошлый год мы освоили 50 марок стали. А в этом году перед нами стоит задача освоить еще 24 марки стали, которые будут применяться в машиностроении, в угольной отрасли, в мостостроении и кораблестроении.

– Насколько конструктивен диалог по болезненным вопросам (возмещение НДС, расчеты за газ) между бизнесом и властью?

Мы с вами прекрасно понимаем, что если государство не будет возвращать полагающиеся нам по закону деньги, мы не выживем. Ситуация с невозмещением НДС не может продолжаться бесконечно. Мощности комбинатов устаревают. Их надо модернизировать. Поддерживать. Осваивать новые виды продукции. При этом у нас нет сокращений, нет увольнений. Напротив, мы даже повышаем заработную плату. Исправно платим все налоги. Наши предприятия являются градообразующими, и от них зависят судьбы сотен тысяч людей. Если мы с вами это прекрасно понимаем, почему этого не понимают члены правительства? Мы пытаемся достучаться до них. Надеемся найти понимание со стороны государственных органов к проблемам ключевых промышленных предприятий, приносящих в страну основную валютную выручку. (Степан Крьока, Украинськи новыны/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version