Металл Украины и мира

Украина: стремительное падение мировых цен на железорудное сырье лишило владельцев горно-обогатительных комбинатов рекордных прибылей.

На неделе 6-12 июля на самом большом в мире рынке железорудного сырья – китайском – был установлен очередной ценовой антирекорд. Стоимость 1 т руды с 62%-ным содержанием железа при поставке в китайский порт Циндао упала до $44,6, что стало худшим результатом с 2005 г.

Спустя несколько дней цена выросла до $50,1/т, но прогнозы на текущий год по-прежнему остаются неутешительными. По мнению аналитиков Citigroup, в третьем квартале железная руда подешевеет до $36/т, а до конца года – не поднимется выше $40. Таким образом, среднегодовая цена ЖРС в нынешнем году будет почти вполовину меньше прошлогодней и на 80% ниже, чем в самом благополучном для горнорудных компаний 2011 г. Тогда стоимость 1 т руды достигла невероятной отметки в $191,7.

Такое положение дел добавляет головной боли ключевым экспортерам железорудного сырья из Украины – группе “Метинвест” Рината Ахметова и Вадима Новинского и Ferrexpo Константина Жеваго. В минувшем году поставки руды, концентрата и окатышей из нашей страны сократились по сравнению с 2013 г. на 7,7% до 40,9 млн. т – на $3,3 млрд. (почти половина сырья ушла в Китай). В текущем году объемы экспорта даже выросли – на 14% в январе-мае, до 18,77 млн. т. Однако выручка от продаж при этом обвалилась на 44% до $926 млн. Таким образом, экспортеры железорудного сырья с начала года уже недополучили более $730 млн. выручки, а до конца года данный показатель может достичь $1,5 млрд.

Такое положение вещей вызвано несколькими факторами. Первый – это окончание “золотого века” на рынке недвижимости Китая. Еще в прошлом году продажи жилья в Поднебесной, где потребляется до 60% ЖРС в мире, сократились. Замедление темпов на рынке недвижимости передалось сталелитейной промышленности, снабжающей стройки арматурой и другими материалами. Второй – это политика крупнейших мировых производителей ЖРС – бразильской Vale и австралийских Rio Tinto и BHP Billiton. В расчете на рост китайского рынка они расширили производство, что и подстегнуло снижение цен. При этом монополизировавшим мировой рынок бразильцам и австралийцам нынешние цены все равно позволяют работать с завидной рентабельностью. Причина в том, что им не нужно обогащать свою руду, она и так содержит значительный процент железа, из-за чего ее себестоимость редко превышает $20/т. Украинским предприятиям, добывающим руду с содержанием железа порядка 30%, приходится тратиться на ее обогащение, в итоге себестоимость нашей руды с учетом стоимости доставки в тот же Китай превышает $40/т.

Такое положение, естественно, не устраивает наших добытчиков руды. Представители того же “Метинвеста”, привыкшего получать сверхприбыли от продажи железорудного сырья, заговорили о высокой, по их мнению, ставке ренты на недра, которая не позволяет им работать рентабельно. Хотя рента прибавляет к себестоимости ты произведенного концентрата лишь около $3. Нужно учесть также, что своеобразной компенсацией горно-металлургическим компаниям стала девальвация гривни, из-за чего их себестоимость в долларовом эквиваленте сильно сократилась за счет снижения расходов на сырье, энергоносители, зарплаты и пр. В том же “Метинвесте” признались, что для них “положительный эффект девальвации гривни” только за первый квартал составил $197 млн. Впрочем, это лишь частично компенсировало недопоступление от продаж ЖРС, которые уменьшились за данный период у компании Ахметова и Новинского вдвое, до $322 млн. А поскольку рассчитывать на восстановление металлургической отрасли в Украине пока не приходится (в объединении “Металлургпром” прогнозируют, что по итогам нынешнего года украинские металлурги снизят выплавку стали на 16% до 22,7 млн. т, в сравнении с 2014 г.), горнорудным предприятиям остается лишь уповать на новые инфраструктурные проекты в Китае, которые стимулируют рост спроса и цен на ЖРС. (Деловая столица/Металл Украины и мира)

Exit mobile version