Металл Украины и мира

Россия: замедление роста экспорта черных металлов на фоне сокращения внутренних железнодорожных перевозок

В июне погрузка черных металлов на сети РЖД сократилась относительно уровня прошлого года на 3,4% и составила 5,7 млн. т. Всего с начала 2015 г. по железной дороге было отправлено 36,2 млн. т черных металлов, что на 2,5% выше уровня 2014 г.

В июне внутренние перевозки черных металлов сократились на 14,6% к июню прошлого года, при этом темпы роста экспорта замедлились до +3,4% в июне против +20,4% в мае. Поставки черных металлов из России нарастили Турция (+50,6%), Германия (+65,7%) и США (+14,8%). Снизились поставки в Тайвань (в 2 раза), Иран (остановка поставок), Корея (-85,4%) и Испания (-74,1%). В июне металлурги снизили выплавку стали на 7,5% до 5,5 млн. т. Еще в мае падение составляло только 1,6%, а в апреле наблюдался рост на 0,6%. По итогам полугодия падение удалось удержать на уровне 0,2% до 34,9 млн. т, а проката – на 0,6% до 30 млн. т.

Сокращение спроса на сталь и металлопрокат связано с тем, что в начале года российские компании увеличивали складские запасы из-за опасений, что цены на металлопродукцию вырастут вследствие дальнейшей девальвации рубля. Во втором квартале ситуация стабилизировалось, однако снижение внутреннего спроса из-за кризиса строительной отрасли не привело к снижению уровня складских запасов. По консервативным прогнозам, спрос на сталь в РФ и СНГ в 2015 г. упадет на 15%.

Одновременно с этим выпуск стальных труб в России за полугодие вырос на 9,8% до 5,6 млн. т, хотя в июне рост замедлился до 6,6%. Спрос на трубы поддерживается благодаря проектам “Газпрома”, расширению нефтепровода ВСТО и местной газификацией. Тем не менее тенденция может измениться: “Газпром” уже отменил тендеры на прокладку труб в рамках проекта “Южный коридор” на 26 млрд. руб. Производители труб ожидают небольшое увеличение рынка в 2015 г.

На внешнем рынке Россия испытывает давление со стороны китайских металлургических компаний. В конце июня китайские производители вышли на рынок с предложениями сортового проката по цене $330-345/т. В это же время российские и украинские производители до конца июня стремились удержать цены не ниже $350/т, а японские и корейские металлурги согласились на понижение цен на листовой прокат практически до китайского уровня.

Однако, по оценке экспертов, себестоимость производства у китайских металлургов несколько выше, чем у российских компаний, затраты которых считаются сейчас наименьшими в мире (особенно с учетом более чем 10%-ного понижения курса рубля по отношению к доллару в течение июня). Поэтому падение цен на китайскую стальную продукцию поставило ее производителей на грань нулевой рентабельности, есть компании, которые работают сегодня с убытком.

В результате китайского демпинга некоторые страны предпринимают меры по сокращению импорта проката. В начале июня стартовало антидемпинговое расследование в США, объектом которого стали экспортеры листовой стали с металлическим антикоррозийным покрытием из Китая, Индии, Тайваня, Кореи и Италии. В 2014 г. на американский рынок поступило из этих стран 2,5 млн. т продукции. Кроме того, в Канаде рассматривается антидемпинговый иск против поставщиков толстолистовой стали из Индии и России, а в Бразилии – из Китая. Индонезия и Индия повысили пошлины на импортный прокат.

В краткосрочной перспективе внутренние перевозки черных металлов могут сократиться вслед за снижением активности в строительной и машиностроительной отраслях внутри страны. В то же время ожидается сохранение объемов перевозок труб. Экспортный грузопоток будет сохраняться, чтобы удержать долю на рынке. (РЖД-Партнер/Металл Украины и мира)

Exit mobile version