Металл Украины и мира

Россия: значительная часть грузопотоков лома переведена на автомобильный и речной транспорт

Снижение объемов производства в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности закономерно приводит к уменьшению грузовой базы. В результате возрастает конкуренция между различными видами транспорта.

С начала 2000-х годов система перевозок лома сильно изменилась. В начале прошлого десятилетия ж/д транспортом перевозилось около 90% лома. Сейчас же значительная часть грузопотоков лома переведена на автомобильный и речной транспорт. По итогам 2014 г. ломосбор в России составил 33 млн. т, из которых ж/д транспортом было перевезено лишь 16 млн. т. Ряд компаний практически весь необходимый объем лома перевозят автомобильным транспортом. Железная дорога каждый год теряет грузовую базу лома.

С 2008 г. началось снижение объемов перевозок лома по железной дороге, в настоящее время они сопоставимы с показателями 1999 г. При этом в последние годы сокращалась также погрузка черных металлов, что свидетельствует о росте популярности автотранспорта при перевозках металлических грузов на расстояния до 700-1000 км.

Лом занимает небольшую долю в структуре грузоперевозок – 1,35%. Однако для перевозчиков это высокодоходный груз, так как он относится к третьему тарифному классу. Перевозка одного вагона лома по доходности для оператора соответствует четырем вагонам с углем.

Рынок лома черных металлов – типичный пример олигопсонии, т. е. состояния, характеризующегося большим числом продавцов и ограниченным числом покупателей. Десять крупнейших грузоотправителей контролируют менее 20% всей погрузки лома. При этом число грузоотправителей постоянно снижается. В мае 2013 г. отправкой лома по железным дорогам занимались 984 компании, а в июле 2015 г. их осталось уже 738. В то же время на восемь металлургических предприятий приходится 60% поставок лома по ж/д.

Лом постепенно уходит с железной дороги. С одной стороны, политика РЖД направлена на сохранение грузопотоков наиболее массовых грузов, к которым лом черных металлов не относится. Госмонополия дает преференции тем отправителям и перевозчикам, которые приносят основной доход. Это приводит к тому, что автотранспорт становится выгоднее ж/д на больших расстояниях.

С другой стороны, за последние 10 лет в России появилось множество новых крупных потребителей лома, инфраструктура которых заточена под автоперевозки. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)

Exit mobile version