Британская металлургическая промышленность, переживающая в настоящее время тяжелый кризис, может понести еще одну потерю. Промышленная группа Caparo Industries plc, выпускающая трубы и сортовой прокат для машиностроения, крепеж, автомобильные детали, стальные и алюминиевые конструкции и ряд других видов металлопродукции, объявила о банкротстве и передаче под внешнее управление 16 из 20 своих подразделений. Все они тем или иным образом связаны с производством или торговлей металлопродукцией в Великобритании.
Как сообщает газета “The Financial Times”, в 2014 г. валовой доход Caparo Industries составил 368,1 млн. ф. ст., из которых более половины пришлось на операции на британском рынке. В прошлом году компания получила 5,3 млн. ф. ст. доналогового убытка после потерь на 3,4 млн. ф. ст. годом ранее. Ее задолженность по состоянию на конец 2014 г. оценивалась в 123,3 млн. ф. ст.
Британские СМИ высказывают опасения, что руководство Caparo Industries, чтобы сохранить прибыльные подразделения, не связанные с рынком черных металлов и производством металлопродукции, примет решение о закрытии убыточных предприятий в Великобритании. Это может привести к потере еще до 1,7 тыс. рабочих мест в отрасли. Между тем, закрытие меткомбината Teesside таиландской компанией SSI в середине октября уже сопровождалось увольнением 2,2 тыс. человек. А корпорация Tata Steel недавно объявила о сокращении 1,2 тыс. сотрудников своих британских металлургических предприятий. Причем, два небольших метзавода Tata Steel в Шотландии, скорее всего, будут закрыты.
Таким образом, всего за месяц потеряли либо могут потерять работу более 5 тыс. британских металлургов, то есть, примерно каждый шестой занятый в этой отрасли. С учетом сотрудников вспомогательных подразделений и фирм, работавших по заказам останавливаемых заводов, безработица, по оценкам профсоюзов, грозит 15 тыс. человек.
Эти негативные тенденции лишь частично перекрываются возвращением в строй прокатного завода Liberty Steel Newport в Уэльсе, 16 октября пущенного (пока на половинной мощности) международной металлотрейдерской компанией Liberty House. На этом предприятии планируется создать до 1 тыс. новых рабочих мест.
События в британской металлургической отрасли вызвали сильнейший резонанс в национальных СМИ. Основная вина при этом возлагается на Китай, который, с одной стороны, допустил рекордное с 2003 г. падение цен на мировом рынке стали, а, с другой, якобы, заполнил британский рынок проката своей искусственно удешевленной субсидированной продукцией. Вследствие этого ряд комментаторов предлагают британским властям немедленно стартовать антидемпинговые расследования по импорту китайской металлопродукции, как это было сделано в текущем году в США. Пока что в Великобритании был начат только один такой процесс – против импорта арматуры из Китая весной текущего года.
Правда, по данным International Steel Statistics Bureau (ISSB), в 2014 г. на долю Китая пришлось немногим более 10% британского импорта стали (752 тыс. т из 7,4 млн. т), а 67% поставок стальной продукции из-за рубежа поступило из стран Евросоюза, прежде всего, Германии и Испании. За семь месяцев поставки из КНР прибавили 23% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности, но говорить о том, что именно и только они спровоцировали кризис в британской металлургии, не совсем корректно.
В 2014 г. потребление стали в Великобритании оценивалось в 10,6 млн. т, из которых 60% было покрыто за счет импорта, но и британские компании отправили за рубеж свыше 70% своей продукции или 8,6 млн. т. Половина британского экспорта стали пришлась на страны ЕС. Так что, как отметил аналитик из Steel Business Briefing Питер Бреннан, впору говорить, что британская металлургическая промышленность оказалась недостаточно конкурентоспособной по сравнению с европейской.
Кризис в отрасли, по оценкам ряда экспертов, имеет многосторонний характер. И проблема здесь не столько в низких ценах, сколько в завышенных затратах британских компаний. Прежде всего, по данным отраслевой ассоциации UK Steel, в Великобритании очень высокая ставка налога на коммерческую недвижимость, из-за чего местные металлурги платят в 10 раз больше, чем их коллеги в континентальной Европе. Не меньшую критику вызывают и другие действия британского правительства, которое уж слишком активно борется с глобальным потеплением, введя в прошлом году специальные платежи за выбросы углекислого газа с высокими даже по европейским меркам и растущими ставками. Из-за этого в стране начали закрываться угольные ТЭС, а тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей подскочили до одного из самых высоких уровней в Европе.
Кроме того, оппозиция и профсоюзы критикуют британские власти за отказ в предоставлении поддержки национальной металлургической промышленности, которая, якобы, противоречит принципам Европейского Союза. Как показывает опыт других стран, при желании, этот запрет можно обойти. В Италии, например, правительство спокойно выделяет финансирование проблемным сталелитейным заводам под предлогом экологической модернизации, что в ЕС не запрещено, а в Германии металлурги могут рассчитывать на сниженные ставки дополнительных платежей на субсидирование “зеленой” энергетики.
Европейская металлургическая ассоциация Eurofer в середине октября обращалась к Европейской комиссии с предложением несколько смягчить климатическую политику и не требовать от металлургов оплачивать по все более высоким расценкам выбросы углекислого газа, которых они все равно не в состоянии полностью избежать по чисто техническим причинам. Впрочем, борьба с глобальным потеплением – это, без преувеличения, один из краеугольных камней нынешней политики Европейского Союза, так что рассчитывать на либерализацию в этом вопросе вряд ли приходится. Более того, в рамках конференции ООН по климату, которая пройдет в декабре текущего года в Париже, можно ожидать еще более жесткого подхода к вопросам ограничения эмиссии углекислого газа в глобальном масштабе.
Поэтому послаблений в этом вопросе европейские металлурги, скорее всего, в обозримом будущем не дождутся. В то же время, кризис в британской металлургической промышленности делает более вероятным введение новых ограничений на импорт стальной продукции в ЕС, причем, не только из Китая, но и из других стран. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)