Металл Украины и мира

Украина: металлургическая промышленность вскоре не сможет конкурировать на мировом рынке

Еще одна неприятная перспектива для украинской экономики – наша промышленность уже вскоре не сможет конкурировать на мировом рынке. Государственная транспортная монополия – “Укрзализныця”, собралась в который раз повысить плату за перевозки грузов.

В результате подорожает все, что мы экспортируем за границу: зерно, металл, удобрения. Продавать станет сложнее, в страну придет меньше валюты, а отдельные отрасли будут вынуждены сворачивать производство и увольнять людей. В последние годы большинство компаний горно-обогатительного комплекса оказались в сложной ситуации – спрос на продукцию металлургов и горняков, а соответственно и цены, существенно упали.

За последних пять лет цены на нашу продукцию снизились в пять раз. Кризис в горнорудной промышленности и металлургии отразился не только на всей украинской экономике. Но и на курсе гривны. Ведь главный источник пополнения валютных запасов – вовсе не кредиты, полученные правительством, а выручка экспортеров.

“Металлургия занимала в разные периоды времени от 30 до 40-45% в общей структуре наших экспортных поступлений. Это были колосальные суммы”, – говорит Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера. Совсем очевидно, что на протяжении 2015 г. наш экспорт снизился больше, чем на 30%.

“Сегодня в мире уже производится порядка 800 млн. т избыточной стали. Если говорить о рынке Украины, то только за прошлый год производство стали упало на 16%”, – говорит Юрий Зинченко, генеральный директор ПАО “ММК им. Ильича”. Еще большее сокращение объемов производства может привести к остановке предприятий. Казалось бы, стоит помочь отрасли. Но вместо поддержки, на украинских металлургов лишь увеличили давление. “Укрзализныця” – государственный монополист, услугами которого вынуждены пользоваться компании, – объявил о существенном повышении тарифов. За последние три года стоимость железнодорожных грузоперевозок увеличивалась пять раз. И запланированный новый скачок – на 15% – может стать для металлургов смертельным.

“На фоне себестоимости продукции, производимой на наших ГОКах, любое повышение ж/д тарифов автоматически сделает Украину неконкурентоспособной на мировом рынке”, – говорит Дмитрий Шевчик, генеральный директор Центрального ГОКа. В “Укрзализныце” поясняют: столь резкое повышение стоимости перевозок вызвано желанием компенсировать их низкую рентабельность. Но эксперты единогласны: государственная компания злоупотребляет своим положением на рынке.

“Укрзализныця” – это компания-монополист, а, соответственно, цены на “Укрзализныцю”, ее тарифы должны регулироваться очень четко, прежде всего, органом, который занимается подобного рода регуляцией, в условиях Украины – это антимонопольный комитет”, – говорит Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.

Специалисты считают: “Укрзализныця”, говоря, что перевозит промышленные грузы себе в убыток, – лукавит. За первое полугодие 2015 г. госкомпания заработала на них почти 13 млрд. грн. Кроме того, часть доходов монополист получает в валюте, что позволяет компенсировать рост расходов за перевозку без повышения тарифов.

Чтобы хоть как-то умерить аппетит “Укрзализныци”, металлургические компании обратились к премьер-министру – с просьбой вмешаться в ситуацию. Если сейчас поднять резко цены на тарифы “Укрзализныци”, то надо быть готовыми к тому, что увеличится себестоимость целого ряда производителей. Не только металлургов и не только угольщиков, но и всех тех, кто пользуется услугами “Укрзализныци”.

Кроме того, руководители горно-металлургического комплекса попросили правительство снизить портовые сборы и тарифы и увязать рентные платежи за добычу руды с ее стоимостью на мировых рынках. Иначе украинскую экономику ждут весьма неприятные последствия. Во-первых, потеря значительной части валютных поступлений, снижение наполняемости бюджета. К примеру, в непростом 2014 г. комплекс перечислил в казну более 15 млрд. грн. Во-вторых, если предприятия начнут сворачивать производство, не избежать и всплеска безработицы. Ведь нынче в горной металлургии задействовано порядка 300 тыс. специалистов. А еще почти миллион человек работает в смежных отраслях. Цена монопольных прибылей железной дороги может оказаться неожиданно высокой. (Segodnya.ua/Металл Украины и мира)

Exit mobile version