Группа “Метинвест” вынуждена возобновить поставки сырья на мариупольские металлургические комбинаты имени Ильича и “Азовсталь” через морские порты. Об этом сообщается в пресс-релизе предприятия. Причина такого решения – в низкой пропускной способности перегона Камыш-Заря – Волноваха, единственного железнодорожного пути, соединяющего Мариуполь с остальной Украиной.
“Ограниченная пропускная способность участка сегодня не позволяет увеличить загрузку мариупольских меткомбинатов и производить запланированные 19,5 тыс. т чугуна в сутки. Вместо необходимых 16 грузовых поездов в сутки “Укрзализныця” обеспечивает в направлении Мариуполя только 13. Это связано с дефицитом локомотивной тяги и неэффективной операционной работой железной дороги: несвоевременным обеспечением дизельным топливом и запасными частями, заправкой локомотивов только в депо приписки и неоптимальным графиком сменных локомотивных бригад”, – рассказали в пресс-службе.
Для того чтобы выполнить свои обязательства перед потребителями металлопродукции, “Метинвест” принял решение вернуться к каботажным перевозкам сырья, остановленным в ноябре 2015 г. В ближайшие месяцы планируется ежемесячно перевозить около 200 тыс. т железорудного концентрата (ЖРК) через порт Бердянска в мариупольские порты. В морских перевозках будут задействованы как крупнотоннажные, так и малотоннажные суда. В начале апреля в порту “Азовстали” уже было разгружено первое судно с ЖРК, сейчас разгрузки ожидает второе.
Использование альтернативных маршрутов является вынужденной мерой и приводит к значительному удорожанию поставок сырья ($8-15/т) и, как следствие, увеличению себестоимости чугуна. Дополнительные логистические расходы вплотную приближают переменные затраты металлургических комбинатов к ценам реализации продукции, однако другого решения металлурги в текущей ситуации не видят.
“Мы неоднократно обращались с инициативой начать реализацию стратегического проекта по увеличению грузовых перевозок в направлении Мариуполя до 22 грузовых поездов, однако ни в “Укрзализныце”, ни в Мининфраструктуры его, видимо, не считают приоритетным. Вместо этого они готовы бесконечно поднимать тарифы на перевозки грузов. Только последнее повышение на 30% принесло монополисту около 9 млрд. грн., но средств на увеличение пропускной способности ключевого для Мариуполя железнодорожного участка при этом не нашлось. “Метинвест” вложил более 20 млн. грн. в восстановление локомотивов “Укрзализныци”, однако даже такой шаг со стороны металлургов не привел к радикальному улучшению ситуации. Нежелание “Укрзализныци” системно подходить к решению этой проблеме ставит крест на увеличении производства в прифронтовом городе. Цена безразличия “Укрзализныци” – недополученная валютная выручка в объеме около $1 млрд. в год и вынужденное снижение производства на металлургических, железорудных, коксохимических, флюсодоломитных и ферросплавных предприятиях Украины. Очевидно, дополнительные доходы железнодорожному монополисту проще получить от индексации грузовых тарифов, чем от дополнительных объемов грузовых перевозок. Мы готовы вместе с “Укрзализныцей” вырабатывать совместные решения, от которых выиграют все, в том числе местные общины и государство. Но для этого важна ответственная и проактивная позиция железной дороги в вопросе развития грузовых перевозок в направлении Мариуполя”, – сказала генеральный директор компании “Метинвест-Шиппинг” Ирина Лямцева. (Uaprom.info/Металл Украины и мира)