Металл Украины и мира

Украина: почему кредиторы ООО “Метинвест Холдинг” согласились подождать

За счет чего “Метинвесту” удалось договориться с ключевыми кредиторами и какие риски несет это соглашение всем участникам сделки.

Совместное португальско-украинское предприятие “Петрометал Украина” (petrometal.com.pt/o-nas), основанное в 2005 году, предлагает стальные подземные и наземные резервуары для нефтепродуктов, а также другое оборудование для АЗС: модульные АЗС; контейнерные АЗС; топливные модули; перекачивающие устройства для топлива; сепараторы нефтепродуктов; колодцы технологические для резервуаров различных типов; технологическое оборудование для резервуаров; трубопроводные системы.

Из-за боевых действий на Донбассе и стремительного снижения цен на сырьевых рынках компания оказалась под угрозой дефолта и даже банкротства. Чтобы сократить нагрузку, финансисты ключевого актива Рината Ахметова начали переговоры с кредиторами.

Наконец на неделе 23-27 мая холдинговая компания группы – Metinvest B.V. (Нидерланды, “Метинвест”) – согласовала ключевые условия реструктуризации облигаций и договоров предэкспортного финансирования с большинством кредиторов. Так как речь идет о суммарном долге в $1167,9 млн., Delo.UA решило разобраться в том, что же произошло и насколько это выгодно крупнейшей горно-металлургической компании Украины.

Ключевые условия реструктуризации включают:

  1. Продление сроков погашения долговых обязательств “Метинвеста” на 5,5 лет – до конца 2021 г., включая отсрочку погашения на 2,5 года (льготный период – Delo.UA) – до конца 2018 г.
  2. Расширение пакета обеспечений в пользу кредиторов по договорам предэкспортного финансирования и держателей облигаций, включая залоги акцийнекоторых крупных производственных предприятий.
  3. Ограничение по выплате дивидендов и других платежей акционерам, а также ужесточение пакета ковенант.
  4. Отказ от списания долга.

В “Метинвесте” считают, что их реализация обеспечит возможность обслуживания долга. “Это позволит провести финансовое оздоровление Группы и вести бизнес на стабильной основе в будущем”, – говорится в сообщении компании. Вероятность того, что базовые договоренности сохранятся без изменений – еще не гарантированный факт. “Условия могут незначительно меняться в зависимости от состояния рынка ближе к осени и от финансового состояния “Метинвеста” в этих условиях”, – говорит старший аналитик ИК “АРТ Капитал” Алексей Андрейченко. Аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк уточняет, что согласованы ключевые условия с двумя комитетами кредиторов. Окончательно реструктуризация должна быть утверждена большинством бондхолдеров к сентябрю-ноябрю.

Тем не менее, опрошенные эксперты считают, что даже предварительная договоренность – хороший сигнал. Подтверждение тому – резкий рост котировок не только ценных бумаг холдинга, но и родственной компании ДТЭК.

Боле того, аналитики отмечают, что “Метинвест” добился достаточно хороших условий, исходя из текущего положения на рынке металлопроката и финансового состояния компании. “Проблема группы не в низкой платежеспособности в среднесрочной перспективе и не в негативных структурных изменениях рынка, а в относительно краткосрочном недостатке ликвидности”, – считает Андрейченко. Ведь если бы металлурги настояли на более жестких условиях реструктуризации, например со списанием части долга, то в будущем это могло бы сыграть злую шутку с “Метинвестом”. Эксперт уверен, что рынок запомнил бы, какие потери понесли кредиторы на своих инвестициях в облигации компании. И это повлияло бы на возможность вернуться на рынок капитала и условия, которые бы получила Группа при будущих заимствованиях. “Если смотреть на сегодняшнюю ситуацию как на разрыв ликвидности, то необходим как раз льготный период с низкими купонными платежами и отсрочка погашения, чего “Метинвест” и добился, не сильно при этом ущемляя кредиторов. При этом в программу реструктуризации записан довольно щедрый график капитальных инвестиций, по $600-900 млн. в год”, – говорит Алексей Андрейченко.

Роман Тополюк отмечает, что условия очень гибкие. “Они дают возможность кредиторам получить выплаты по дополнительному купону в 1,5% к текущим 9,3% (средневзвешенный купон трех бондов), если рынок металлопродукции будет достаточно хорошим. Если ситуация на рынке снова резко ухудшится, компания сможет автоматически уменьшить денежные выплаты кредиторам по процентам, не прибегая к очередным переговорам по реструктуризации”, – говорит представитель Concorde Capital.

Однако аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква видит в этом риск: “Ставка 10,875%, которая будет применяться с 2019 г., является очень высокой. Холдинг, скорее всего, постарается рефинансировать задолженность по мере открытия рынков капитала”.

За счет чего компании Рината Ахметова и Вадима Новинского удалось убедить кредиторов? Важнейшим аргументом наверняка стало возникновение риска банкротства компании. “Это привело бы к гораздо более значительным потерям для кредиторов, так как ликвидационная стоимость активов не покрывает сегодняшний объем долга”, – отмечает Андрейченко. В средне- и долгосрочной перспективе активы могут принести намного больше по мере восстановления спроса на сталь и роста цен на продукцию компании. Поэтому кредиторы готовы ждать и потерять меньше, чем согласиться на более крупные убытки уже сегодня.

Роман Тополюк отмечает проактивное и конструктивное поведение “Метинвеста” в переговорах с кредиторами, напоминая, что до 2013 г. компания обычно рефинансировала текущий долг, однако с началом военных действий рынок капитала закрылся. Что касается вероятного банкротства, то аналитик напоминает, что часть активов находится на неконтролируемой территории Донбасса (Енакиевский МЗ, Харцызский ТЗ, “Краснодонуголь” и т. д. – Delo.UA).

Самостоятельное управление такими активами вряд ли интересно иностранным инвесторам. “Всем было выгоднее пойти на взаимные уступки и согласовать новый, более оптимальный график погашения долга. Главная сложность заключалась в том, что ситуация на рынке резко менялась, и непонятно, на каких условиях договариваться. Предложенный механизм как раз и решает эту задачу”, – отмечает Тополюк. Помогло и то, что первая половина 2016 г. оказалась достаточно удачной для металлургических и горнорудных компаний. Стоимость проката и железной руды заметно отскочила от минимальных значений 2015 г.

Однако Алексей Андрейченко говорит, что во время подобных переговоров важно понять: поможет ли компании реструктуризация, или это будет просто продление агонии? Однако вероятность наиболее негативного развития событий сильно поубавились с декабря прошлого года, когда рынки смотрели четко вниз. “Восстановление на рынках сырья и, в частности, на рынке стали с января по май, наверняка, помогло успокоить часть негативно настроенных кредиторов, и дать возможность для предварительных договоренностей. Оно помогло также успокоить и сам “Метинвест”, позволив ему легче отказаться от идеи списания части долга и тем самым продвинуться ближе к компромиссу с кредиторами”, – уверен Андрейченко.

Однако если восстановление рынка стали пойдет не так, как запланировали в компании (например, “Метинвест” делает ставку на рост цен на г/к рулоны на 6% в год в среднем в следующие 7 лет), то выплатить все долги до 2021 г. вряд ли получится. Особенно с учетом того, что в конце 2018 г. заканчивается льготный период. Такого сценария опасаются все: и компания, и ее кредиторы. (Артем Ильин, Дело/Металл Украины и мира)

Exit mobile version