Благодаря увеличению закупок со стороны ОАО “РЖД” российское производство рельсов по итогам 10 месяцев выросло более чем на треть. Пережив спад 2014-2015 гг., отечественная отрасль по производству рельсов начала восстанавливаться: с января по октябрь выпуск рельсов в России увеличился на 34,1% достигнув 991,5 тыс. т.
Оживлению в отрасли способствует реализация инвестиционной программы ОАО “РЖД”, в рамках которой к 2030 г. планируется построить 13,8 тыс. км дорог тяжеловесного движения, а также 10,5 тыс. км скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей – это позволит увеличить грузооборот в полтора раза, а пассажирооборот – на 60%. Размер капиталовложений составит, по меньшей мере, 12,6 трлн. руб., констатируют аналитики IndexBox.
Важным событием для рынка стал ввод в строй новых рельсобалочных станов на предприятиях «ЕВРАЗа» и «Мечела», позволивший наладить в России выпуск 100-метровых рельсов для высокоскоростных магистралей. До 2013 г. такие рельсы импортировались из Австрии и Японии, однако модернизация производственных мощностей на отечественных предприятиях дала возможность полностью отказаться от зарубежной продукции.
Для российского рынка рельсов, как и для других сегментов рынка металлопроката, характерен рост цен на продукцию: в 2015 г. средняя стоимость ты рельсов от производителей увеличилась на 28,5%, а в январе-октябре 2016 г. – на 6,8% достигнув 32,2 тыс. руб. Как результат, в стоимостном выражении производство рельсов в России за первые 10 месяцев 2016 г. выросло на 43% (до 29,4 млрд. руб.).
Рост цен на металлопрокат вызван повышением тарифов на электроэнергию, началом строительного сезона в РФ и вводом антидемпинговых пошлин в отношении российского и китайского проката в США и ЕС, отмечают аналитики IndexBox. К числу факторов также можно отнести удорожание металлургического кокса и повышение цен на сталь в Китае.
На протяжении долгого времени выпуск рельсов осуществлялся только на предприятиях холдинга “ЕВРАЗ” – ОАО “ЕВРАЗ ЗСМК” (Кемеровская обл.) и ОАО “ЕВРАЗ НТМК” (Свердловская обл.). С 2013 г. список производителей пополнило ПАО “Мечел” (Челябинская область), что привело к увеличению доли Уральского федерального округа в общероссийском выпуске рельсов.
На российском рынке рельсов наблюдается избыток производственных мощностей, полагает доцент РОАТ МИИТ Фарид Хусаинов. В этой связи российские производители рассматривают возможности выхода на зарубежные рынки, в первую очередь, стран ЕС, однако для этого их продукция должна пройти сертификацию в Европе. Другим серьезным препятствием для выхода на европейский рынок являются сильные позиции местных игроков, таких как Thyssen Krupp Stahl (Германия), Voestalpine Schienen Gmbh (Австрия) и Tata Steel (Великобритания), заключают аналитики IndexBox. (IndexBox Russia/Металл Украины и мира)