Вслед за Тайванем, в начале второй половины января заявившим о намерении присоединиться к консультациям в рамках ВТО между Японией и Индией по индийским ограничениям на импорт стали, аналогичное желание выразили Россия и Украина.
Как заявляют российские представители, импортные ограничения, введенные индийскими властями в 2015-2016 гг., привели к сокращению объема поставок российского проката в эту страну на 38% – от $181 млн. в 2015 г. до $113 млн. в 2016 г. Причем, по тоннажу падение было еще более существенным, так как стоимость стальной продукции на мировом рынке в прошлом году значительно увеличилась.
Украинская сторона отмечает, что индийская практика введения защитных мер базируется не на реальном увеличении импорта (что справедливо именно для поставок стальной продукции из Украины), а на предположениях и прогнозах и поэтому не соответствует принципам ВТО.
Основные претензии к индийскому правительству заключаются в неправомерном установлении защитных пошлин на горячекатаные рулоны и минимальных импортных цен на ряд категорий стальной продукции. При этом антидемпинговые пошлины, которыми индийские власти фактически заменяли минимальные импортные цены в течение прошлого года (последняя операция такого плана была проведена в январе 2017 г. с прокатом с покрытиями), укладываются в рамки требований ВТО, поэтому речь об их отмене не идет.
Столкнувшись с единым фронтом уже четырех стран, к которым может присоединиться и пятая – Корея, индийские власти уверяют, что оспариваемые меры имеют временный характер и скоро будут отменены. Так, защитные пошлины на горячекатаные рулоны будут сняты уже в конце марта 2018 г. Однако японское правительство по-прежнему настроено решительно, утверждая, что трехлетнее действие данных тарифов будут стоить национальным металлургическим компаниям порядка $220 млн. (Металлоснабжение и сбыт/Металл Украины и мира)