Металл Украины и мира

Украина: экономическая стратегия без добычи, или спасет ли энергетику шахта “Любельская”

В то время, когда в Украине хотят ввести чрезвычайное положение в энергетике из-за нехватки угля, несколько недель назад был презентован проект энергетической стратегии Украины до 2035 г., согласно которому планируется закрытие 47 государственных шахт.

На сегодняшний день украинский угольный рынок страдает от дефицита угля из-за потери контроля над частью Донецкой и Луганской областей. Согласно статистике, в 2015 г. Украина использовала 29600000 т товарного энергетического угля, из которых 66% – собственная добыча. Поэтому страна перестала быть экспортером и импортировала 7 млн. т угля из России, ЮАР и примерно 9400000 т – с ОРДЛО. Такие данные представили в проекте энергетической стратегии.

“Структура шахтного фонда государственных угледобывающих предприятий свидетельствует о старении основных фондов (40% всех шахт эксплуатируются более 70 лет), также следует отметить существенное отставание темпов реконструкции и технического перевооружения шахт, наличие устаревших технологий и сокращения научного потенциала отрасли при отсутствии решительных реформ. Ситуация крайне осложняется из-за военных событий на востоке Украины, разрушения инфраструктуры угольной отрасли. Это ставит на повестку дня вопрос о закрытии шахт, прежде всего тех, которые были разрушены и повреждены на НКТ”, – говорится в проекте энергетической стратегии Украины до 2035 г.

С такой позицией не согласен председатель Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец “Даже в планах государства нет стратегии развития угольной отрасли. В представленной энергетической стратегии ни слова не говорится ни о развитии шахт, ни о строительстве новых. Напротив, мз 32 государственных шахт и 17 находящихся в частной собственности на территории подконтрольной украинской власти, то есть всего 49, предусмотрено закрыть 47 шахт до 2035 г. Речь идет о ликвидации угольной отрасли как таковой. Сейчас, конечно, это не окончательная программа, а только проект, но тенденция очень четкая: на первом этапе (2017-2020 гг.) предусмотрено закрыть 30 шахт, на втором (2021-2025 гг.) – 17 “, – говорит Михаил Волынец.

Что касается людей, то речь идет в целом о 54000 шахтеров, которых, согласно стратегии, надо перепрофилировать и привлечь к инфраструктурным проектам. По подсчетам, для открытия новой шахты требуется от $1 до $5000 млн.

“Все зависит от того, какая это шахта. Во временном измерении – 3-5 лет. Но вот Нововолынскую шахту №10 строят с 1989 г. Эту шахту хотели законсервировать и превратить в водокачку. Но мы создали независимый профсоюз и не позволили это сделать, перекрывали дорогу и тому подобное. В конце концов была предусмотрена часть средств для развития шахты, но на самом деле никто ничего не делает”, – отметил Волынец.

По словам Волынца, самоокупаемость рудников – длительный процесс, однако значительно важнее, во-первых, энергетическая безопасность страны. Во-вторых, занятость населения, а в-третьих, поддержание соответствующей отраслевой инфраструктуры.

“И самое главное – если посмотреть структуру запасов энергоносителей в недрах Украины, то запасов нефти и газа у нас 2,5%, а угля – 97,5%, и это без Крыма. Если бы мы развивали отрасль, то вполне могли бы себя обеспечить. Если мы не будем развивать угольную отрасль в Украине, то придется сжигать уголь или американский, или южноафриканский или австралийский, или российский, который к тому же в 2,5 раза дороже. Сейчас на Дарницкий ТЭЦ 4 и 5 поставляется уголь из России, страны-агрессора. И в 2015-2016 гг., несмотря на предписание Центрэнерго, Россия прекращала поставки угля, просто останавливала наполненные углем эшелоны на границе с Украиной, или не отгружала в Кузбассе. Это было в октябре-ноябре – тогда, когда начинались холода, и у нас не было запасов угля на складах. А в это время росло потребление электроэнергии населением и предприятиями. Поэтому государство покупало в России электроэнергию по высоким ценам”, – пояснил председатель Независимого профсоюза.

Согласно данным георазведки, в Украине есть богатые месторождения и газового угля, и антрацитового. “В Любельском месторождении обнаружены залежи энергетического угля – газовой группы и коксующегося – качественного, низкосернистого. Почему месторождение не развивается, сложно сказать. Были сделаны какие-то шаги. Есть разработанный проект, к которому привлекали немцев, поляков, хотели привлечь инвестиции из Китая, их рабочих и технологии, но, к сожалению, на уровне министерства и государства этот проект не поддержали. Хотели привлечь кредиты Китайского народного банка – $3,6 млрд.”, – отметил Волынец.

Он добавил, что еще в семидесятых годах прошлого века были разведаны очень большие запасы c мощными пластами антрацитового угля в Старобельском районе Луганской области. Между тем проект “шахта” Любельская “, на который возлагались большие надежды как на региональном, так и на государственном уровне, уже давно превратился из реального в виртуальный, сменив разве что нескольких инвесторов.

А начиналось все 1996 г. с создания в Жовкве компании “Си-Си-Ай Любеля”. Согласно данным YouControl, учредителями были фирма “ССI Холдинг Лимитед” с вкладом в уставный фонд 600000 грн. и государственное ОАО “Западно-Украинская холдинговая компания “Угольная” с вкладом в уставный фонд 168000 грн. Но уже в 2001 г. государственное ОАО “Западно-Украинская холдинговая компания “Угольная” заменило Фонд госимущества. А меньше чем через год и “ССI Холдинг Лимитед”, и Фонд госимущества вышли из учредителей. Еще после нескольких смен основателей сегодня дочерним предприятием владеет оффшорная частная акционерная компания “Лейкхолд лимитед”, зарегистрированная на Кипре. Основателем компании значится Алекс Жданов.

На сегодня основным видом деятельности компании значится добыча каменного угля. Уставный капитал – более 640000 грн. Зато активы компании по состоянию на 2015 г. – более 365 млн. грн.

“Си-Си-Ай Любеля” – дочерняя компания “Lubel Coal Company Ltd”, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, главный офис находился в Лондоне, операционный – в Жовкве, однако 2011 г. лондонский офис был закрыт, а новый открыли в Киеве. Председателем совета директоров и идеологом проекта является Борис Покрасс, которому сейчас принадлежит крупнейший пакет акций. Среди акционеров и руководящих органов компании числится гражданин России Марк Севериновский, который заработал свое состояние на торговле ювелирными изделиями и парфюмерией. Периодически “Lubel Coal Company” позиционировала себя то как австралийская компания, то как американская, то как британская.

Что касается самого месторождения, то, по оценкам компании, проект освоения Любельского месторождения дал бы возможность непрерывной добычи, в среднем, 7 млн. т рядового угля в год в течение 42 лет при наличии 305600000 т извлекаемых запасов на участках месторождения “Люблинское “№1-3.

Строительство шахты Любельская №1 должно было стартовать 2007 г., а проект оценили в $160 млн. В конце концов поисковые, изыскательские и проектные работы продолжались до 2009 г., стоили они $10 млн., и строительство рудника, который должен был обеспечить 3 тыс. людей работой, так и не началось.

Впоследствии появилась новая информация: строительство шахты в Любеле должно было начаться 2010 г., в 2014 г. рудник планировали ввести в эксплуатацию, а в 2015 г. – выйти на проектную мощность. Последняя же дата начала промышленной добычи, указанная на сайте “Lubel Coal Company”, – 2019 г. На сегодня общий бюджет строительства – более $1 млрд.

Несмотря на такую длительную историю строительства и отсутствие интереса со стороны государства, надеяться, что шахты “Любельская” №1, 2 и 3 когда-то появятся, бесполезно. А вот перспектива веерных отключений электроэнергии из-за нехватки угля для ТЭС вполне реальна. (Оксана Дудар, Dyvys.info/Металл Украины и мира)

Exit mobile version