Металл Украины и мира

Казахстан: чем интересна продажа уранового концентрата Ирану?

Иран может приобрести у Казахстана 950 т уранового концентрата. Такая информация была опубликована СМИ на этой неделе. Источники ссылались на главу Иранской организации по атомной энергетике Али Акбара Салехи. В сообщениях указывалось, что поставку уранового концентрата планируется осуществить частями – 650 т в течение первых двух лет двумя партиями и 300 т в последующий за этим год. Полученный гексафторид урана будет отправлен назад в Казахстан. В источниках приводятся слова Али Акбара Салехи о том, что Иран впервые в истории продаст гексафторид урана.

Помимо этого отмечалось, что Иран рассчитывает на помощь России в производстве ядерного топлива. “В ядерных переговорах мы достигли окончательного соглашения о совместном производстве ядерного топлива с Россией. Мы попросили помощь России, и российская сторона согласилась проконсультировать нас”, – это еще одна цитата, приведенная информагентствами.

Если сделка между Казахстаном и Ираном состоится, то Иран займет “явно не последнее” место в числе покупателей урана в Казахстане, отмечает Тимур Жантикин, заместитель председателя Комитета атомного и энергетического надзора и контроля МЭ РК. “Тем более речь идет не только о поставках уранового сырья, но и о его переработке на иранских мощностях по конверсии”, – добавляет он. Для Ирана, предполагает спикер, наверное, тоже будет неплохо покупать уран в Казахстане – в силу географической близости, удобной логистики и надежности поставок.

Спикер считает, что прямых коммерческих или технических рисков от такой сделки не предвидится. Что касается возможной стоимости уранового концентрата, это оговаривается в контракте. “Обычно компании не любят, когда данные по коммерческим контрактам публикуются в широкой прессе”, – отмечает он.

Вместе с тем, как поясняет Тимур Жантикин, сделка должна быть одобрена группой государств по так называемому каналу поставок, установленному по Совместному всеобъемлющему плану действий по Ирану. На сегодня Великобритания воздерживается, о чем говорится в сообщениях СМИ”. Соглашение по Иранской ядерной программе было достигнуто группой 5+1 (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция, Германия) и Ираном в июле 2015 г., взамен с Ирана сняли санкции.

В сообщениях о возможной сделке между Казахстаном и Ираном по урановому концентрату информагентства приводят слова главы Иранской организации по атомной энергетике: Тегеран, сказал он, получил согласие на сделку от США, Франции, Германии, Китая и России, ответ Великобритании пока в режиме ожидания (страна “передумала в последний момент” из-за выборов в США и проблем на Ближнем Востоке).

Комментируя эту информацию, Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК “Финам Менеджмент”, подчеркивает: “Никакой сделки пока нет! Есть только планы осуществить ее”. По его словам, это означает, что позже будут определены условия, включая стоимость уранового концентрата, и, если будут известны детали, можно будет назвать возможные риски.

Говоря о том, какие выгоды сделка может принести Казахстану, эксперт перечисляет следующие. Сделка укрепит связи между странами, положительно скажется на взаимном сотрудничестве. Также поддержит добычу в Казахстане, будет способствовать определенной стабилизации этого направления в добывающей отрасли республики.

Отметим, что в 2016 г. в Казахстане было добыто урана на 1,7% больше, чем в 2015 г., – около 24 тыс. т. Однако в 2017 г. ожидается сокращение добычи примерно на 8% (минус 2 тыс. т) из-за “слабой рыночной конъюнктуры, связанной с переизбытком урана”. Весь добытый уран Казахстан поставляет за рубеж, поскольку нет собственных АЭС, при этом основным покупателем является Китай (более 50%). Такая информация приводится в обзоре исследовательской команды АО “Самрук-Казына”, опубликованном в конце февраля.

В январе о намерении сократить добычу сообщила Национальная атомная компания “Казатомпром”. Тогда была озвучена цифра планируемого сокращения – 10% от планового производства 2017 г., более 2 тыс. т. Решение о сокращении добычи стало ответом на “длительное восстановление на урановом рынке”, пояснил тогда председатель правления НАК Аскар Жумагалиев.

Для Ирана, продолжает Дмитрий Баранов, выгоды от возможной сделки могут заключаться в следующем. Сделка позволит загрузить иранские обогатительные мощности, даст дополнительный опыт, положительно скажется на квалификации персонала. “Вероятная сделка может положительно сказаться на атомной энергетике в мире, способствует увеличению конкуренции и развитию сегмента обогащения урана в целом”, – заключает спикер. (Kapital.kz/Металл Украины и мира)

Exit mobile version