Объединение предприятий “Укрметаллургпром” обратилось к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману с просьбой дать поручение Министерству инфраструктуры и ПАО “Укрзализныця” отменить скидки к ж/д тарифам и портовым сборам для транзита руды и угля из России со 2-го квартала 2017 года.
В письме президента “Укрметаллургпрома” Александра Каленкова к главе правительства отмечается, что в нынешних условиях такое решение позволит обеспечить более эффективное использование отечественной транспортной инфраструктуры, исключить практику субсидирования транзита за счет экспортеров, а также сбалансировать грузовые потоки через украинские порты.
“Предоставление скидок российскому транзиту, который, кстати, является конкурентом для отечественных горно-обогатительных комбинатов, происходит на фоне инициативы “Укрзализныци” по повышению тарифов на грузоперевозки в середине страны на 25%, а также практики взимания 100% портовых сборов с отечественного экспорта, что по сути является прямой дискриминацией отечественных экспортеров”, – говорится в письме.
Глава “Укрметаллургпрома” отмечает, что последние события в стране, которые привели к прекращению грузового сообщения с временно неподконтрольными территориями, вынуждают взглянуть на проблему преференций транзиту из РФ с другой стороны.
А.Каленков отметил, что в результате блокады производство чугуна в Украине в 2017 году может снизиться на 4 млн тонн (в связи с остановкой Алчевского МК, Енакиевского МЗ и “Донецкстали”). В свою очередь это приведет к необходимости увеличить отгрузки железорудного сырья на экспорт через глубоководные порты Украины почти на 0,5 млн тонн в месяц (дополнительно к 1,2 млн тонн в месяц, которые отгружались до блокады).
В “Укрметаллургпроме” напомнили, что из-за блокады НКТ Украина будет вынуждена импортировать с мая и до конца года около 0,6 млн тонн антрацита в месяц, и преимущественно с использованием морского транспорта. Кроме того, дополнительно придется импортировать морем около 0,4 млн тонн в месяц коксующегося угля для нужд отечественного ГМК.
Такое существенное увеличение грузопотоков (особенно импортных), скорее всего, превысит пропускную способность украинских портов, что приведет к двум негативным последствиям, отмечают в “Укрметаллургпроме”.
Во-первых, к невозможности обеспечить перевалку импортного коксующегося угля в запланированном объеме, что приведет к дальнейшему сокращению производства в металлургии. Для информации: недогруз 1 млн тонн коксующегося угля эквивалентен снижению производства чугуна на 1,25 млн тонн, что, в свою очередь, приведет к сокращению экспорта на 0,5 млрд долл.
Во-вторых, к невозможности обеспечить перевалку железорудного сырья на экспорт в запланированном объеме, что приведет к сокращению производства в горнодобывающей отрасли. Для информации: недогруз 1 млн тонн железорудной продукции эквивалентен сокращению экспорта на 0,07 млрд долл.
“В таких условиях продолжение практики предоставления транзитных скидок для железной руды происхождением из РФ, которая занимает дефицитную пропускную способность отечественной транспортной инфраструктуры, несет риски для сокращения производства в металлургической и горнорудной отрасли с крайне негативными последствиями для платежного баланса Украины, является нецелесообразным и откровенно вредным для экономики Украины”, – резюмировал А.Каленков. (МинПром/Металл Украины и мира)