Металл Украины и мира

Украина: В условиях общего спада металлоэкспорта доля Европы в его структуре увеличилась

В текущем году украинские металлурги могут нарастить поставки в регион, но это будет зависеть от ситуации в отрасли.

Хотя положительный эффект от зоны свободной торговли с Евросоюзом по-прежнему невелик (в отличие от разрушительных последствий продолжающегося с 2014 г. экономического кризиса), украинским металлургам удается удерживать определенные позиции на европейских металлорынках. Причем это происходит несмотря на сложную ситуацию с металлопотреблением в ЕС, которое в 2016-м продолжало постепенно оправляться от последствий мирового кризиса-2008 и выросло на 1,8%, превысив 160 млн. т – а до кризиса находилось на уровне 200 млн. т/год. На этот год региональная отраслевая ассоциация Eurofer ожидает прироста в 1,9%, на 2018-й – в 2%, прежде всего за счет определенного восстановления в строительном секторе, а также расширения экспорта машин, оборудования и иной металлосодержащей продукции. В то же время прогнозируется стагнация в автопроме, являющемся заметной частью европейского машиностроения (правда, в прошлом году отмечен прирост на 3,4% до 14,5 млн. шт.).

По результатам 2016 г. поставки в Европу составили 37,8% всего металлоэкспорта в денежном выражении. Для сравнения: доля экс-СССР ввиду спада реализации в России составила 13,2%. Еще в 2012-2013 гг. соотношение было иным, но уже тогда Москва активно проводила политику импортозамещения, хоть и не так резко, как сейчас. В итоге европейский рынок сбыта стал главным для Украины – в условиях общего сокращения зарубежных продаж металлопродукции, которые, например, в 2011-м составляли $18,5 млрд., а в 2016-м – $7,3 млрд.

Примечательно, что по некоторым ключевым направлениям (Польша, Венгрия) экспорт заметно вырос, хотя эти страны имеют развитую собственную металлургию. Наши эксперты связывают это, в частности, с тем, что меткомпании, располагающие мощностями в Евросоюзе, традиционно приобретают отечественные полуфабрикаты или прокат для дальнейшей металлургической обработки. При этом заметная часть поставок осуществляется в рамках холдинговых связей: так, в той же Венгрии есть “украинский” МК Dunaferr. А вот безусловно крупнейший европокупатель нашего металла, Италия, его закупки в 2016 г. несколько снизила. И в любом случае вся эта кооперация оказалась под угрозой из-за товарной блокады Донбасса и последовавшей остановки некоторых метпредприятий, подконтрольных Украине.

Так или иначе, конкуренция на металлорынке ЕС остается острой, тем более что его тонус по-прежнему далек от оптимального. Местное отраслевое лобби предпринимает усилия по борьбе с импортом: скажем, в феврале гендиректор Eurofer Аксель Эггерт заявил, что конкуренция со стороны иностранных производителей остается одной из важнейших проблем отрасли. По данным ассоциации, в 2016-м импорт готового проката в регион (без учета полуфабрикатов) увеличился более чем на 9% почти до 26 млн. т и стал максимальным с 2006 г. К концу 2016-го доля импорта на региональном рынке достигла 25%, продолжают в Eurofer.

Особенно активно Брюссель борется с Китаем: буквально в течение минувшего года различные заградительные меры против продукции из КНР введены практически по всем основным сортаментным группам – горячекатаный и холоднокатаный лист, длинномер, прокат с покрытием. Также пошлины коснулись России и некоторых других стран. Перераспределение рынка уже привело к росту поставок г/к рулона из Турции и Бразилии, х/к (вместо китайского и российского) – из Индии, Южной Кореи, Тайваня, Сербии, а толстый лист Поднебесной продолжают замещать Украина, РФ, Южная Корея.

Отечественный металл пока что не попал в жернова европейского протекционизма, видимо, все-таки сказывается “партнерство”. Представитель аналитической группы Metal Bulletin Брайн Левич подтверждает, что в Евросоюзе стараются не затрагивать Киев при пуске защитных мероприятий. Так, прошлым летом ЕС начал антидемпинговое расследование по поставкам г/к проката из Украины, России, Бразилии, Ирана и Сербии, а недавно в конце марта констатировал, что готов отказаться от введения промежуточных антидемпинговых пошлин (само же расследование продолжается). Это касается не только отечественной продукции – и, тем не менее, показывает возможность компромиссов, к тому же цены на г/к лист в Европе повысились, да и в целом потребители металла все активнее выступают против импортных ограничений. Но в обозримом будущем их позиции будут все же слабее, чем металлургических лоббистов, полагает Б. Левич.

Для справки, на сегодня Брюссель сохраняет только 1 антидемпинговую пошлину против украинских металлоизделий – на бесшовные трубы (от 12,3% до 25,7% таможенной стоимости), срок ее действия – по июль нынешнего года, и уже летом возможен пересмотр, вплоть до отмены. А действовавшая с 1999-го пошлина на канаты и тросы (10,5%) отменена в феврале-2017, что формирует определенные шансы для метизников.

Итак, к концу 2016 г. на европейском металлорынке сложилось определенное окно возможностей, связанное с борьбой против импорта, прежде всего из Китая. Ряд стран, включая Украину, уже пользуется этими возможностями, и залогом успеха тут является все то же сочетание “цена-качество”, которое отечественные металлурги по-прежнему способны обеспечить по многим позициям, несмотря ни на какие перипетии. Поэтому еще в начале года касательно украинского ГМК можно было делать умеренно оптимистичные прогнозы. Однако с учетом блокады Донбасса и остановки заводов все показатели металлургии Украины могут заметно ухудшиться, включая и экспортную динамику.

На 2018-2019 гг. и далее перспективы работы на металлорынке Евросоюза будут зависеть от общего состояния его экономики, которая никак не может полноценно выйти из стагнации, спровоцированной кризисом-2008. Так, в прошлом году ВВП еврозоны вырос на 1,7%, а в 2017-м Еврокомиссия в своих официальных оценках ожидает нового замедления, до +1,5%. Общий уровень бизнес-активности в ЕС остается недостаточным и уязвимым – как перед ситуативными факторами вроде выборов в отдельных странах (ближайшие – во Франции), так и перед системными проблемами типа значительных госдолгов или дисбаланса между более сильными и более слабыми экономиками внутри европейского сообщества. Но это не отменяет необходимости работать над укреплением рыночных позиций в таком важном сбытовом регионе, уверены аналитики. (Максим Полевой, МинПром/Металл Украины и мира)

Exit mobile version