Металл Украины и мира

Украина: Государственные шахты: от убыточности к модернизации

Специально под “Цензор реформ” подготовил аналитик жилищно-коммунальных и энергетических программ Гражданской сети ОПОРА Александр Горлушко

В Украине годами складывалась странная традиция: профильное министерство раз за разом обещает начать масштабную и окончательную реформу угольной отрасли, но министры меняются – а вагонетка и ныне там. Сейчас практически все шахты, которые имели перспективы прибыльной деятельности, приватизировал ДТЭК, а в собственности государства остались разве те, которые из года в год умножают убытки. Оно и неудивительно – государственные шахты вынуждены реализовывать уголь ТЭС по ценам, порой в несколько раз ниже, чем себестоимость добычи.

Практически все угледобывающие государственные предприятия пока являются дотационными. То, каким образом между этими ГП распределяются государственные дотации, какую часть себестоимости их продукции покрывает государство и суммы она планирует привлечь под собственные гарантии на развитие шахт – раскрывает инфографика, специально подготовленная Гражданской сетью ОПОРА.

Чтобы проанализировать использование средств государственного бюджета, выделяемые на дотацию шахт, ОПОРА подала запрос на информацию в Минтопэнерго о распределении расходов в разрезе угледобывающих предприятий по программе КПКВК 1101010 “Государственная поддержка угледобывающих предприятий на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной продукции”.

Фактически, программа Государственной поддержки угледобывающих предприятий – это дотация государственным шахтам, которые являются рыночно нерентабельными, то есть их затраты на производство угля больше, чем рыночная стоимость этого угля. Наибольшая себестоимость угольной товарной продукции в 2016 г. вышла у ПАО «Лисичанскуголь» – 7215,5 грн./т. В то же время, прогноз на 2017 г. показывает, что наиболее убыточными предприятиями будут ГП “Торецьквугилля” с себестоимостью 5804,0 грн./т и ГП “Первомайскуголь” с прогнозируемой ценой товарной продукции в 4250,0 грн./т.

Если не считать потенциальные проблемы неэффективного управления и непрозрачной работы предприятий, основная причина убыточности государственных угледобывающих предприятий – это истощение запасов угля и устаревшее оборудование, модернизация которого часто экономически необоснованна. В этом случае бесперспективные, нерентабельные шахты закрывают. Но из-за экологических и социально-экономических угроз ликвидация шахт – дорогое и сложное дело.

Поэтому Минэнергоугля некоторые шахты планирует закрыть: до конца 2017 г. планируется уменьшение их количество от 33 до 26. Большинство будут модернизированы за счет инвестиций под государственные гарантии. Как отметил Министр энергетики Игорь Насалик на открытом заседании Комитета ТЭК в конце марта 2017 г., цель финансирования развития шахт – уже к концу текущего года выйти в убыток по отрасли в 0,4 млрд. грн. Это очень амбициозная цель, поскольку еще в 2013 г. дотирования из государственного бюджета угольной отрасли были на уровне около 14 млрд. грн. при курсе доллара по 8 грн., поэтому составляло $1,75 млрд. в год.

На сегодня уже выделена целевая кредитная линия для угледобывающих предприятий под государственные гарантии в 300 млн. грн. на введение новых лав. Из них освоено около 190 млн. и по 110 млн. ожидается проведение тендеров. Закупки по предварительным тендерами не состоялись из-за завышенных в разы цен (о чем также писала ОПОРА в контексте ГП “Селидовуголь”). Кроме того, ожидается предоставление парламентом государственных гарантий на 1 млрд. грн. – на аналогичные цели. (Zhytlo.In.Ua/Металл Украины и мира)

Exit mobile version