Металл Украины и мира

Украина: ЧАО «Укрграфит» на пути к инфраструктурной самостоятельности

Создание в 30-е годы прошлого века рядом с Днепровской ГЭС мощного индустриального узла сопровождалось и созданием единой инфраструктуры обеспечения предприятий теплом, паром, железнодорожным сообщением и т.д. Эти связи взаимовыгодные и остаются актуальными и востребованными и сейчас, несмотря на все изменения в формах собственности отдельных предприятий. Модернизация таких объектов всегда выполняется с участием всех заинтересованных предприятий. Но ситуация меняется коренным образом, когда любое из предприятий объявляет об остановке производства. Коллеги, которые раньше получали от этого предприятия те или иные ресурсы (услуги), стоящих перед вопросом: “Что теперь делать?”.

Именно такой вопрос стоит перед ЧАО «Укрграфит» 2009 г., когда руководство ПАО “ЗАлК” объявило о сворачивании производства и остановку инфраструктурных объектов.

С момента создания ЧАО «Укрграфит» (Днепровский электродный завод) с котельной алюминиевого комбината подавался пар для обогрева емкостей хранения пека, сетей, с помощью которой транспортируется каменновугильний пек, формовочного оборудования предприятия и даже некоторого газоочистного оборудования.

Железнодорожный цех ПАО “ЗАлК” обеспечивал перевозки до станции Запорожье Левое и обратно кокса, пека, антрацита, готовой продукции и других материалов, необходимых ЧАО «Укрграфит». Подпитки оборотного цикла предприятия осуществлялась от сетей ПАО “ЗАлК”. Совместно использовались предприятиями и сети фекальных стоков.

В свою очередь ЗАлК пользовался сетями сброса ливневых вод, принадлежащих ЧАО «Укрграфит».

По сути, остановка соседа могла повлечь за собой катастрофические последствия для ЧАО «Укрграфит» и должна была негативно отразиться на дальнейшем развитии предприятия.

Понимая, что повлиять на остановку ПАО “ЗАлК” электродчика никак не смогут, руководство ЧАО «Укрграфит» решило арендовать у остановленного алюминиевого завода: железнодорожный цех (станция им. Алимова, депо, почти 10 км железнодорожного полотна к путям МПС, 2 железнодорожные переезды и часть подвижного состава), фекальный коллектор с насосной, сети подачи технической воды для подпитки оборотного цикла. Что важно, все сотрудники ПАО “ЗАлК”, которые обслуживали арендованное оборудование, перешли на работу в ЧАО «Укрграфит».

Арендовать теплоэлектроцентраль ПАО “ЗАлК”, которая обеспечивала предприятия паром, горячей водой и отоплением в зимний период, было нецелесообразно как минимум по двум причинам: даже минимальное количество пара, которое могла производить котельная, оказалась намного больше максимальную потребность предприятия, а кроме того, введено в эксплуатацию более 50 лет назад оборудование должно низкий коэффициент полезного действия. Вместо этого руководством ЧАО «Укрграфит» было принято решение о строительстве собственной котельной, которая не только могла бы обеспечить предприятие необходимыми энергоресурсами, но и максимально использовала тепло технологических газов, отходящих от прокалочных печей углеродных материалов.

Строительство утилизационной котельной было завершено в 2011г. И позволило полностью обеспечить предприятие водяным паром и горячей водой. Стоимость реализации проекта составила более 83 млн. грн.

В утилизационной котельной установлено три котла-утилизатора типа ЖК-25-1,4 /320 конструкции НТП “Котлоэнергопром”, Харьков. Предусмотрена работа каждого котла-утилизатора в одном из трех режимов:

  1. В утилизационном режиме. В качестве топлива используется тепло отходящих технологических газов и природный газ.
  2. В режиме сжигания углеродного пыли. В качестве топлива используется: пыль, тепло отходящих технологических газов и природный газ.
  3. В автономном режиме. В качестве топлива используется природный газ.

Каждый из котлов производит перегретый пар давлением 1,4 МПа, температурой 320 + 5°С в количестве до 25 т/ч.

Кроме решения вопросов энергоснабжения предприятия строительство собственной утилизационной котельной позволило выполнить взятые перед городом обязательства в рамках “Программы природоохранных мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности города Запорожье” (решение Запорожского городского совета №24 от 24.12. 2013).

Новая котельная более эффективная и экологически чистая. За счет конструктивных особенностей котлов было обеспечено содержание в отходящих газах после утилизационной котельной оксида углерода на уровне ниже ПДК, а для очистки дымовых газов от пыли с котлами-утилизаторами установлено 3 параллельно работающих импульсных рукавных фильтры типа ФРКИ-1200. Схема включения рукавных фильтров в газовый тракт котлов-утилизаторов позволяет работать любом из котлов с любым рукавным фильтром, таким образом, обеспечена стопроцентная взаимозаменяемость оборудования.

Итак, достигнуто не только важно с точки зрения энергосбережения использования тепла отходящих газов, но и сокращен эмиссию загрязняющих веществ от прокалочных печей. В газах, поступающих в атмосферный воздух после утилизационной котельной, удалось достичь содержания пыли (взвешенных веществ) – не более 50 мг/м3 и оксида углерода – не более 250 мг/м3).

Несмотря на полную остановку оборудования руководством ПАО “ЗАлК”, в последние годы постоянно делались попытки разорвать договор аренды переданных ЧАО “Укрграфит” инфраструктурных объектов. Поэтому решение о прекращении действия договора аренды начиная с ноября 2017 не было неожиданным. Тем более, что с 2016 г. ЧАО “Укрграфит” начало завершающую фазу реализации сразу нескольких проектов, целью которых стала полная энергетическая и транспортная независимость предприятия от ПАО “ЗАлК”.

Сейчас предприятием выполнены или находятся в стадии завершения следующие работы на инфраструктурных объектах: создание собственного водопровода свижотехничнои воды от береговой насосной ПАО “Запорожсталь”; перенос энергокоммуникаций предприятия с эстакад и енерготунелей, принадлежащих ПАО “ЗАлК”; создание собственной фекальной канализационной сети, будет транспортировать стоки от объектов основной площадки предприятия к сетям водоканала; строительство собственной подъездной железнодорожной колеи от территории ЧАО “Укрграфит” до станции Порт Большое Запорожье Приднепровской железной дороги.

Общая проектная стоимость выполняемых работ составит около 53 млн. Грн. Однако их завершения позволит полностью обеспечить энергетическую и транспортную независимость предприятия.

Реализация перечисленных инфраструктурных проектов ЧАО «Укрграфит» принесет выгоду и городу:

  1. Территория вдоль трассы прохождения новой железнодорожной колеи (сегодня это заброшенный пустырь, заросший карантинными травами) будет очищено от мусора и сорняков. После завершения работ предприятием планируется озеленение территории, причем после выполнения этих работ руководство предприятия планирует постоянно контролировать эту территорию.
  2. Исключено использование двух железнодорожных переездов (ул. Южное шоссе и ул. Верхняя), что сделает проезд по этим дорогам более безопасным и удобным.
  3. Созданы дополнительные рабочие места на станции Порт – Большое Запорожье и в филиале АСК “Укрречфлот” “Запорожский речной порт” и созданы условия для развития их инфраструктуры.
  4. Создана возможность совместного использования железнодорожного пути другими металлургическими предприятиями Запорожья для доставки грузов железнодорожным транспортом в Запорожский речной порт и обратно из порта.
  5. Переход на использование предприятием вновь сетей подземных коммуникаций позволит повысить надежность их эксплуатации и снизить вероятность аварийных разрывов сетей, ремонт которых связан с ограничением перемещения людей и транспорта и разрушением дорожного покрытия.

Руководство города и депутатский корпус всегда поддерживали начинания предприятия по реконструкции энергетической и транспортной инфраструктуры, оказывали неоценимую помощь на всех этапах разработки и согласования проектной и разрешительной документации, обоснованно понимая, что развитие предприятий является одной из неотъемлемых частей развития города. (Потенциал Информ/Металл Украины и мира)

Exit mobile version