Металл Украины и мира

Россия: Evraz хочет нарастить добычу твердых марок коксующихся углей

Evraz Романа Абрамовича и партнеров может серьезно нарастить добычу твердых марок коксующихся углей. Сейчас компания добывает около 3 млн. т этих марок, но планирует увеличить добычу до 9 млн. т за пять лет за счет покупок. В частности, входящую в Evraz “Распадскую” подталкивают к этому транспортные ограничения по экспорту ее основных жирных марок углей через Дальний Восток. В РФ спрос на твердые марки есть, а при экспорте этот уголь может столкнуться с конкурентами из Австралии.

“Распадская” может нарастить добычу в 2017 г. на 7% (до 11,2 млн. т), заявил глава угольного дивизиона Evraz Сергей Степанов. Он отметил, что технологически можно увеличить добычу и на 12%, но такого роста продаж ждать не приходится, поскольку “есть проблема вывоза угля марки ГЖ в восточном направлении”. При этом жирные марки углей (Ж, ГЖ и ГЖО) составляют основу бизнеса “Распадской”: это до 95% ее добычи (5,9 млн. т за январь-июнь 2017 г.) и 86% запасов (1,3 млрд. т на конец 2016 г.).

По словам главы “Infoline-Аналитики” Михаила Бурмистрова, до 15% вагонов из Кузбасса (до 600 вагонов в сутки) не может выехать в восточном направлении. У этого много причин – летние ремонты и строительные работы на БАМе и Транссибе, сложная ситуация с локомотивами на Дальнем Востоке (высока частота поломок), дефицит полувагонов, хотя на них угольщики “денег вынужденно не жалеют”. При этом, добавляет эксперт, с точки зрения технологий – использования твердых ниток графика, внедрения тяжеловесного движения и инновационных вагонов – сделано практически все, что возможно. Как замечает господин Бурмистров, ОАО РЖД не ожидало столь масштабного роста перевозок угля, перераспределения перевозок из Кузбасса на восток и Восточный полигон оказался не готов к приему такого количества вагонов. Нехватка пропускной способности приводит к ожесточенной конкуренции угольщиков на уровне лоббистских ресурсов в ОАО РЖД за согласование заявок на восточный экспорт, говорит аналитик.

На этом фоне Evraz решил развивать продажи в западном направлении – как на внутренний рынок, так и на экспорт, прежде всего на Украину. Но это потребует роста добычи твердых марок коксующихся углей (К, КО, КС, ОС), на которые пока приходилось около 3 млн. т из 22 млн. т годовой добычи Evraz. В частности, у “Распадской” это всего 5-10% добычи и 14% запасов (179 млн. т). По словам Сергея Степанова, добыча на “Распадской-Коксовой”, которая приостанавливалась в 2015 г., может выйти на 1,5 млн. т в год, а за пять лет Evraz может “за счет точечной покупки небольших лицензий на рынке нарастить их (твердых марок.- “Ъ”) добычу до 9 млн. т в год” (цитата по Reuters). Инвестиции топ-менеджер не назвал, в Evraz не ответили “Ъ”.

Сейчас в РФ добывается около 20-22 млн. т угля марок К, КО и КС при внутреннем спросе в 15-16 млн. т в год, оценивает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Основные объемы приходятся на “Мечел”, причем самую ценную марку К под экспорт добывает “Якутуголь” (свыше 9 млн. т в год), отмечает эксперт. Более чем вдвое наращивает добычу марки К входящая в ПМХ шахта “Бутовская” (до 2,7 млн. т), твердыми марками коксующихся углей занимаются кемеровские “Стройсервис”, “Северный Кузбасс” и ряд более мелких игроков. Основные проекты в РФ в последние десять лет были направлены преимущественно на добычу жирных марок, поэтому на рынке есть определенный дисбаланс, указывает господин Худалов. По его мнению, Evraz может начать скупку и лицензий, и небольших компаний. Если говорить о разработке новых месторождений, то перспективы на внутреннем рынке есть за счет вытеснения менее качественного угля, тогда как при экспорте дополнительные объемы будут сталкиваться с серьезной конкуренцией со стороны Австралии, заключает эксперт.

Спрос на твердые марки со стороны металлургов РФ есть: ПМХ сообщал в июле, что увеличивает мощности “Бутовской” и запускает шахту им. Тихова (Ж и 2Ж), чтобы повысить самообеспеченность и качество сырья. Ранее гендиректор ММК Павел Шиляев, представляя стратегию группы до 2025 г., отмечал, что там готовы рассмотреть предложения по угольным активам с маркой К, поскольку входящий в группу “Белон” добывает только жирные марки. (Коммерсант/Металл Украины и мира)

Exit mobile version