Металл Украины и мира

Казахстан: Угледобывающие компании предлагают разработать программу по обеспечению вагонами

Разработать в стране специальную программу по обеспечению компаний вагонами, а также оказать поддержку мелким и средним угольным компаниям, поставляющим коммунально-бытовой уголь на внутренний рынок, – такие меры предлагает принять Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) для решения социально значимой проблемы обеспечения населения коммунально-бытовым углем.

В АГМП состоялось совещание с руководителями угледобывающих компаний. На нем было отмечено, что угля в стране предостаточно, но необходимо уделить особое внимание доставке угля до конечных потребителей. Так, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, за 9 месяцев 2017 года угледобывающими предприятиями страны добыто 76,58 млн. т угля (включая лигнит), что на 15,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

По итогам 9 месяцев 2017 года отгружено на внутренний рынок 60,65 млн. т угля (включая лигнит), что на 18,6% больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом остатки угля на складах по итогам 9 месяцев составили 2,9 млн. т. Эти показатели подтверждают тот факт, что планы угледобывающих компаний по добыче и отгрузке твердого топлива перевыполнены, и внутренние потребности страны в угле полностью обеспечиваются.

По сравнению с прошлым годом объемы добычи угля увеличили такие предприятия, как ТОО “Майкубен Вест”, АО “Каражыра”, ТОО “Богатырь Комир”, АО “Шубарколь комир”, АО “Евроазиатская энергетическая корпорация” (разрез “Восточный”). К примеру, в АО “Шубарколь Комир” выросли объемы добычи и отгрузки на внутренний рынок угля, в том числе коммунально-бытового. За январь-сентябрь 2017 года добыто 7,62 млн. т угля, что на 32,8% больше соответствующего периода прошлого года. За этот же период отгружено 1, 95 млн. т коммунально-бытового угля – прирост на 24,3% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года.

Угледобывающие компании согласно биржевому законодательству реализуют партии коммунально-бытового угля свыше 300 т через товарную биржу, и в основном стремятся осуществлять отгрузку угля в помесячном, ритмичном графике, не повышая и не понижая поставки искусственно в отдельные месяцы. Ажиотажный спрос на уголь был обусловлен рядом как объективных, так и субъективных факторов. В первую очередь повлияли ранние холода и наступление раньше обычных сроков отопительного сезона. Сказался переход части потребителей с печного топлива на уголь (ввиду роста цен на печное топливо). Свою роль в сложившейся ситуации сыграл дефицит подвижного состава под погрузку угля. Усугубило положение и сокращение поставок со стороны мелких угледобывающих предприятий. Кроме того, ситуацией не преминули воспользоваться перекупщики.

На сегодня ситуация на внутреннем рынке нормализовалась. Ажиотаж с покупкой твердого топлива значительно спал, поскольку в стране достаточно угля для обеспечения им населения. В то же время цены на коммунально-бытовой уголь снизились: в Астане – на 2500 тенге, в регионах – в пределах от 1000 до 2500 тенге. Следует отметить, что на фоне увеличения объемов производства крупными угледобывающими предприятиями ряд мелких и средних угольных компаний, которые ранее стабильно поставляли уголь на внутренний рынок, в настоящее время снизили объемы поставок. К примеру, ТОО “Корпорация “ОН-Олжа”, которое находится в 180 км от Астаны и с начала своей деятельности поставляло коммунально-бытовой уголь на внутренний рынок Казахстана, в настоящее время прекратило поставки угля, но планирует возобновить их в середине ноября 2017 года. В этой связи АГМП вносит предложение в Министерство энергетики РК о необходимости определить причины свертывания объемов добычи мелких и средних компаний и оказать им содействие в сохранении и росте объемов добычи.

Другим ключевым фактором, сдерживающим повышение объемов отгрузки угля, является нехватка полувагонов. АГМП видит решение этой проблемы в разработке в стране специальной программы по обеспечению компаний вагонами. С позиции ассоциации, приобретение вагонов не является профильным направлением деятельности угледобывающих компаний, и возможным решением вопроса является субсидирование покупки вагонов национальной железнодорожной компании “КТЖ”. АГМП также считает необходимым принять комплекс мер по совершенствованию биржевой торговли, упорядочению работы посредников на тупиках. Поскольку уголь является сезонным товаром, на который спрос возрастает в сентябре-октябре, АГМП предлагает организовывать контроль над ритмичным закупом продукции угольщиков в течение года со стороны Министерства энергетики РК. (Пресс-служба АГМП/Металл Украины и мира)

 

Exit mobile version