Металл Украины и мира

Украина: Вновь обострилась проблема с угольной промышленностью

Как сообщил на своем Facebook Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаил Волынец, шахтеры государственной шахты “Волыньуголь” доведены до отчаяния полнейшей бездеятельностью правительства в отношении сложившихся там проблем. В частности, горнякам не выплачивают зарплаты в течении 4 месяцев этого года – за июль, август, сентябрь и октябрь, а компенсация за невыплаты не начисляется.

“Нам известно, что общая задолженность по зарплате в Украине составляет более 2 млрд. грн. Из этого выплывает, что правительство Гройсмана не только не хочет, не умеет и не знает как стабилизировать экономику Украины, погашать задолженность по зарплате, но и выплачивать компенсацию за ее несвоевременную выплату. По всей стране госслужащим повышают зарплату, пенсии, а нас, шахтеров, бросили на произвол судьбы. Практически с каждым днем растут цены на все продукты, топливо, коммунальные услуги, и.т.п и никого не интересует, что шахтер не получает зарплату. Хоть нам стыдно это признавать, мы шахтеры становимся нищими в своей стране. Для нас это означает геноцид угольной промышленности”, – отмечается в обращении коллектива предприятия в адрес руководителя НПГУ.

Работники шахты просят Волынца обратиться к Гройсману с тем, чтобы решить данный вопрос, угрожая в противном случае инициировать недоверие правительству. Состояние, в котором находится сейчас угледобывающая промышленность страны, крайне плачевное, хотя на момент обретения независимости Украина получила в наследство от СССР самый мощный углепром в Европе. Украина обладала огромными залежами угля, в ней находилась большая часть Донецкого угольного бассейна, а также Львовско-Волынского угольного бассейна.

Шахты, расположенные в них с лихвой обеспечивали потребности для металлургической, химической промышленности и энергетики. Безусловно, многие шахты требовали модернизации, но вследствие политических причин Украина не имела денег ни на реконструкцию угледобывающих предприятий, ни на поддержку их социальной инфраструктуры, за счет которой жили и развивались множество шахтерских поселков. Денег не хватало даже на зарплату рабочим, и вместе все это спровоцировало масштабный кризис. Фактически самые прибыльные предприятия были успешно “прихватизированы” олигархами, а в собственности государства оставлены лишь убыточные.

Наиболее преуспел в этом донецкий олигарх Ринат Ахметов: его 2 компании ДТЭК и Метинвест имели в собственности 6 угледобывающих предприятий, контролирующие 68,7 % от общеукраинской добычи. В 90-е годы страну нередко сотрясали крупные забастовки шахтеров, пытавшихся активно отстаивать свои права. В связи с плачевным состоянием государственных шахт, от разнообразных экспертов нередко звучали предложения ликвидировать совсем “неперспективную” отрасль, поступив аналогично политике М. Тэтчер в Великобритании. С началом конфликта на Донбассе положение усугубилось, так как Украина потеряла контроль над огромным количеством шахт Донецкого бассейна. И хотя многие чиновники и политики неоднократно делали громкие заявления, что стране не нужен “сепаратистский” уголь, попытки заменить собственный антрацит поставками с ЮАР успехом не увенчались.

Сырья для энергетики стало хронически не хватать, что порой даже приводило к “веерным” отключениям электричества в населенных пунктах страны в 2015-2016 гг. Любопытно, что в 2015 году поставки российского топлива сократились почти на 70% по сравнению с 2014-м – до 628 тыс. тонн, а вот доля ЮАР существенно возросла – в 2,5 раза, до 897 тыс. тонн. В январе-июне 2016 года наша страна импортировала 7,78 млн. тонн на сумму $678,202 млн., но в этот раз лидировала Россия (около двух третей всего поставленного объема). Такое перераспределение долей можно объяснить несколькими факторами.

Первый – уголь из ЮАР некоторое время поставлялся через РФ. Второй – контракты на поставку угля не были заключены вовремя, поэтому доставка сырья морем оказалась не столь доступна. Кроме того, 1 тонна южноафриканского топлива стоит на $15-20 дороже, поэтому уголь закупался в РФ. Кроме того, власти вовсе не прекращали поставки угля с Донбасса. В том, что без него обойтись невозможно в январе этого года признался глава СБУ Василий Грицак. Но делалась закупка уже с помощью различных теневых схем. Так, сырье покупалось, с учетом “откатов” по 1400-1500 грн. за тонну, но по прибытии на подконтрольную украинским властям территорию он оформлялся как “импортный” по так называемой формуле “Роттердам плюс” (цена доставки из Роттердамского торгового порта, с учетом стоимости транспортировки), из-за чего конечная цена завышалась в 2 раза.

Прибыль от реализации подобной схемы оседала в карманах приближенных к власти чиновников и олигархов. К слову, даже дефицит угля не остановил планы “реформаторов” о закрытии шахт. Во время премьерства Арсения Яценюка были закрыты 32 шахты, а еще 20 законсервированы на неопределенный срок. Ничего не изменилось и при Гройсмане – на 2017 год Министерство угольной промышленности объявило о намерении уменьшить количество шахт с 33 до 26 по причине их крайней убыточности. Естественно, такая ситуация очень больно ударила по шахтерам, которым, как в 90-е годы перестали нормально платить заработную плату и урезали социальные выплаты, а чиновники оставляли без внимания их проблемы. Это нередко порождало конфликты, поскольку горняки были вынуждены переходить к акциям протеста для отстаивания своих прав, причем градус недовольства постоянно повышается.

Возьмем резонансные случаи. 14 июня 2016 года, на пикет перед Минсоцполитики собрались шахтеры из разных областей Украины, ряд из них объявили голодовку из-за сокращения коэффициента расчета пенсий, требуя вернуть тот порядок начисления, который существовал ранее. Позже 1 из участников акции даже попытался совершить акт самосожжения. 20 июля в Киеве прошел марш протеста “Азова” и шахтеров, главным требованием которого было снижение коммунальных тарифов и выплата долгов по зарплате шахтерам. 29 июля и 5 августа того же года горняки госпредприятия “Львовуголь” перекрывали трассу Львов-Рава-Русская, по причине систематических невыплат зарплаты. 17 июля 2017 года работники шахт им.Капустина и “Новодружеская” бастовали под землей из-за невыплаты зарплат. 30 августа прибегли к подобному методу шахтеры первой смены шахты “Родинская” ГП “Мирноградуголь”. 2 октября этого года в городе Нововолынск Волынской области работники забастовку объявили работники шахт №9 и “Бужанская”. Долги по зарплате перед ними достигли 4,5 миллиона грн.

Глядя на происходящее в целом, можно сделать вывод, что нынешняя власть действует так, будто решила окончательно добить украинский углепром. И все меры, предпринимаемые правительством, ведут именно к этому. Ведь куда “выгоднее” проворачивать схемы с закупкой топлива из-за рубежа по завышенным ценам, набивая собственные карманы, нежели развивать собственное производство. Но, в конечном счете, последствия подобной политики ощутят на себе рядовые граждане, вынужденные постоянно платить по все более возрастающим платежкам коммунальных тарифов. (Ведомости-Украина/Металл Украины и мира)

Exit mobile version