Металл Украины и мира

Украина: Как украинский металлолом кормит непризнанную Приднестровскую республику

Украинский металлолом потребляет металлургический завод в ПМР, паразитирующий на неуплате за электроэнергию. В результате, украинские метпредприятия из-за нехватки сырья уменьшают производство стали, необходимой для обновления вагонного парка “Укрзализныци”. БизнесЦензор уже сообщал, что украинские металлургические предприятия последние несколько лет испытывают дефицит лома черных металлов.

Чтобы решить эту проблему, в апреле 2016 года Верховная рада проголосовала за повышение экспортной пошлины на металлолом с 10 до 30 евро за тонну. В сентябре 2016 года президент Петр Порошенко подписал соответствующий закон, повышающий пошлину сроком на год. В августе 2017 года действие пошлины в 30 евро с тонны было продлено еще на год. В результате введения пошлины, экспорт сырья, стратегически важного для украинских метпредприятий, снизился более чем в 4 раза.

В 2015 году из Украины было экспортировано 1,2 млн. тонн металлолома. А в 2016, когда начала действовать пошлина, объемы экспорта упали до 272 тыс. тонн. До этого года более 80% украинского лома потребляла Турция. Там в последнее десятилетие было построено много новых электрометаллургических заводов, для которых основным сырьем является металлический лом.

Если бы география экспорта украинского лома оставалась прежней, его объем в 2017 году остался бы на уровне предыдущего года. За 10 месяцев 2017 года Украина экспортировала в Турцию 215 тыс. тонн лома. Однако украинское сырье в больших количествах начал закупать Молдавский металлургический завод (ММЗ), который находится в городе Рыбница на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР).

ММЗ был построен в 1985 году. Его проектная мощность составляла 684 тыс. тонн стали и 500 тыс. тонн проката в год. В 2016 году производство составило 127 тыс. тонн стали и 211 тыс. тонн проката. После вооруженного конфликта в Приднестровье в начале 90-х и отделения ПМР от Молдовы, “Молдавский металлургический завод” отошел под контроль холдинга “Металлоинвест” российского олигарха Алишера Усманва.

Также 30-процентной долей в ММЗ владел “Смарт-Холдинг” Вадима Новинского. В 2011 году он продал ее холдингу “Метинвест” Рината Ахметова, в котором самому Новинскому принадлежит около 25%. До 2015 года ММЗ продавал свою продукцию через ООО “Торговый дом “ММЗ”, зарегистрированное в Москве. Согласно российскому госреестру компаний ЕГРЮЛ, это предприятие записано на офшор Lyra Assets Group Limited с Британских Виргинских островов (БВО).

Как стало известно из базы документов Offshore Leaks, опубликованной международным консорциумом журналистов-расследователей, конечным бенефициаром офшора с БВО был Алексей Азаров – сын бывшего премьер-министра Украины Николая Азарова. Как сообщают СМИ непризнанной республики, в феврале 2015 года представители “Металлоинвеста” передали 100% акциий завода правительству ПМР.

ММЗ – электрометаллургическое предприятие. Самыми дорогими ресурсами для производства на таких заводах являются электроэнергия и основное сырье – металлический лом. Электроэнергия для ММЗ обходится бесплатно. Дело в том, что на территории ПМР находится Молдавская ГРЭС – государственная районная электростанция. Это единственная генерирующая станция, которая была на территории Молдовы. С отделением ПМР, МолГРЭС перешла в собственность российской энергетической компании “Интер РАО”.

Природный газ, который ГРЭС использует в качестве топлива, поставляется российским “Газпромом” через молдавского оператора “Молдовагаз”. ПМР не платит за газ “Молдовагаз”. В результате, долг Молдовы перед “Газпромом” составляет около $5 млрд. Молдаване платят дважды. Сначала – за газ для Молдавской ГРЭС, потом – за выработанную на этом газу электроэнергию.

Электроэнергия продается в Молдову по завышенной цене, а предприятия на территории ПМР, благодаря запутанной схеме расчетов с непризнанной территорией, потребляют ее бесплатно. Подробно эту схему БЦ описывал в мае 2016 года.

Благодаря бесплатной электроэнергии, ММЗ имеет преимущество перед украинскими металлургическими предприятиями. Завод в Рыбнице может позволить себе выкупать украинский лом даже с пошлиной в 30 евро за тонну. За 10 месяцев 2017 года украинские заготовители поставили на ММЗ более 180 тыс. тонн лома – 45% от общего количества экспортированного сырья. В результате, в 2017 году экспорт лома из Украины вырос по сравнению с предыдущим годом. А это влечет за собой рост дефицита сырья на украинских металлургических предприятиях.

Лом необходим для выплавки стали, которая, в первую очередь, пойдет на производство вагонов для “Укразализныци”. Как сообщал БЦ, вагонный парк УЗ изношен более, чем на 90%. Пока предприятие подконтрольного Кремлю непризнанного государства, благодаря нулевой стоимости электроэнергии, перерабатывает украинский лом, “Укразализныця” уже не способна перевозить грузы для отечественных производителей. (БизнесЦензор/Металл Украины и мира)

Exit mobile version