Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть. В ноябре ведущая мировая металлургическая корпорация ArcelorMittal (90 млн. тонн стали в год) начала due diligence (изучение финансового и технического состояния) производственных площадок обанкротившихся индийских меткомпаний Essar Steel и Bhushan Steel, которые выставлены на продажу. Essar способна ежегодно выплавлять до 9,7 млн. тонн стали, Bhushan – 5,6 млн. тонн. Согласно сообщениям ArcelorMittal ей интересен растущий металлорынок Индии – несмотря на индийское происхождение своих владельцев компания пока не владеет активами в стране.
Рассчитывает она и на создание с индийским госпредприятием SAIL СП по выпуску холоднокатаного автолиста годовой мощностью 1,5 млн. тонн. Как недавно заявил министр металлургической промышленности Индии Чаудхари Бирендер Сингх, переговоры находятся на финальной стадии и могут вскоре завершиться подписанием соглашения. Напомним, в 2005 и 2006 годах ArcelorMittal уже подписывала меморандумы о взаимопонимании с властями штатов Джаркханд и Одиша (Орисса) о строительстве меткомбинатов мощностью по 12 млн. тонн/год, но эти проекты так и не стартовали.
Действительно, индийская металлургия поступательно развивается вслед за количественным и качественным ростом национальной экономики. За 10 месяцев 2017 года выплавка стали в стране выросла на 6,4%, до 84,1 млн. тонн, а в прошлом году рост составлял 7,4% (до 95,6 млн. тонн). В 2018-м прогнозируется еще +7,1%. Крупнейшие метгруппы – это SAIL, Tata Steel, JSW Steel (входит в индустриальный холдинг O.P. Jindal Group), причем и Tata, и JSW владеют крупными зарубежными активами.
В ноябре Tata Steel вывела на полную ежегодную производительность в 3 млн. тонн свой МК Kalinganagar в штате Одиша. Это означает завершение 1 стадии проекта – она стоила 250 млрд. рупий (более 3,8 млрд. долл.), а далее мощность может быть доведена до 8 млн. тонн, с установкой стана холодной прокатки автолиста. А входящий в Tata Steel завод прямовосстановленного железа Tata Sponge Iron в той же Одише будет строить новый МК на 1,5 млн. тонн стали в год.
Кроме того, осенью Tata Steel согласовала с германской Thyssenkrupp слияние металлургических дивизионов в Европе в СП с равными долями под названием Thyssenkrupp Tata Steel; сделку планируется закрыть в начале 2018 года, для этого понадобится одобрение Еврокомиссии. Объединение не потребует какого-либо финансового вклада сторон, в его состав войдут 34 предприятия в Германии, Нидерландах и Британии годовой мощностью 21 млн. тонн – тем самым оно станет 2-м по величине производителем стали в Европе, а в глобальном рейтинге займет 13-е место (без учета мощностей Tata в Азии). Сортамент СП будет практически полностью представлен листовым прокатом.
Создатели рассчитывают сократить затраты на 400-600 млн. евро в год за счет ликвидации дублирующих служб и оптимизации структуры производства. Исполнительный директор Tata Steel Europe Ханс Фишер даже допускает, что сделка способна привести к увеличению выпуска продукции, поскольку Tata сможет перенаправить усилия на более дорогие продукты, начиная с листа для растущего автопрома. Один из возможных сценариев рассматривает возможность строительства нового МЗ в немецкой земле Северный Рейн-Вестфалия для обслуживания спроса на горячеоцинкованный прокат.
А JSW Steel намерена построить в той же Одише, в районе г. Парадип, МК на 13,2 млн. тонн в “пакете” с электростанцией на 900 МВт. Строительство должно продлиться 4 года и обойтись примерно в 500 млрд. рупий (7,8 млрд. долл.). Для снабжения сырьем уже заключен 50-летний контракт с госкомпанией Odisha Mining Corp., которая будет ежегодно поставлять 30 млн. тонн железной руды по шламопроводу длиной 320 км, который также соорудит JSW Steel (еще за 580 млн. долл.). Интересно, что данный объект будет строиться на участке, предполагавшемся для нового МК корпорации Posco (Юж. Корея), но проект не был пущен.
При этом у JSW Steel тоже есть планы в Европе: она собирается покупать здесь активы, в частности, итальянского производителя Aferpi за 100 млн. долл. Предполагаются новые приобретения и в США: глава правления группы Саян Джиндал связывает это с “новыми возможностями” в свете политики президента Дональда Трампа под названием Make in America (“делаем в Америке”).
А горно-металлургический холдинг Vedanta в ближайшие несколько лет инвестирует в развитие бизнеса порядка 8 млрд. долл., в т.ч. до 2,5 млрд. – в новый МЗ на 1 млн. тонн стали в год в штате Джаркханд, имеющем значительные запасы железных руд. Далее, правительство планирует в партнерстве с частным капиталом построить в стране 5 мини-МЗ, выплавляющих сталь из металлолома, общей сметой 5 млрд. рупий (около 77,5 млн. долл.). Первый проект уже стартовал в штате Уттар-Прадеш на севере Индии, его участниками стали государственный торговец ломом MSTC и Mahindra Intertrade – подразделение оператора по управлению госпроектами. Правда, развитие направления электростали потребует дополнительной электроэнергии, которой в стране уже давно не хватает.
В целом, по оценкам индийского Минметаллургпрома, уже в 2019-м отрасль должна выйти на ежегодную выплавку 170 млн. тонн стали, а к 2030-му – на 300 млн. тонн, что будет стоить 10 трлн. рупий, или около 153 млрд. долл. К 2030 году страна должна полностью самообеспечиваться автолистом, электротехнической сталью, специальными сталями и сплавами для оборонной промышленности и других стратегических секторов. Правительство обещает улучшить и упростить для металлургов доступ к сырью, энергии, природному газу, поддерживать создание новых мощностей, конкурентоспособных на международном уровне, и меры по снижению себестоимости, стимулировать иностранные инвестиции в металлургию и покупку зарубежных сырьевых предприятий индийскими метгруппами.
Это задумано на фоне роста в строительстве (ввиду быстрой урбанизации) и промышленности, а ВВП в 2016 году увеличился на 7,1%. В нынешнем году ожидается +6,7%, в 2017-м это может быть +7,4%. Индия остается быстрорастущей развивающейся экономикой, которая требует все больше металла, и в 2016-м его потребление почти достигло 100 млн. тонн.
Таким образом, внутренняя металлургия в основном покрывает внутренний спрос и заодно продолжает экспансию на внешние рынки – на Ближний Восток, в Европу, Америку. Неудивительно, что Евросоюз допускает введение защитных мер не только против пресловутой китайской, но и против индийской металлопродукции. К 2020 году Дели рассчитывает довести страновой металлоэкспорт до 10 млн. тонн.
Пока же годовой экспорт и импорт металла находятся на примерно одинаковом уровне в 6,5-7 млн. тонн. А значит, у иностранных поставщиков, включая Украину, по-прежнему есть возможности на рынке Индии. В 2016-м отечественные металлурги поставили сюда продукции всего на 26,8 млн. долл. (а за 9 месяцев этого года восстановили показатели относительно января-сентября-2016 на 75%, до 40,3 млн. долл.) – хотя еще в 2013-м это было 210,9 млн. долл. Такой обвал вызван в том числе и индийскими заградительными мероприятиями – пошлинами, минимальными импортными ценами на ряд видов металла, а также преференциями для национальных производителей при реализации госпроектов.
Например, в мае-2017 Дели ввел окончательные антидемпинговые пошлины (а фактически – минимальные импортные цены) на холоднокатаный прокат из углеродистой и легированной стали из Китая, Южной Кореи, Японии и Украины. Размер зафиксированной этим минимальной цены – 576 долл./т CFR, с более дорогостоящей продукции пошлины не взимаются. Срок их действия – 5 лет, начиная с августа 2016 года (т.е. меры имеют обратную силу).
В такой ситуации, по мнению аналитиков, украинским меткомпаниям имеет смысл делать ставку на товар с повышенной добавленной стоимостью, который в Индии по-прежнему почти не выпускается. Это, в частности, оцинкованный прокат, некоторые виды фасонного и т.д. Но и тут придется преодолевать растущую конкуренцию со стороны географически близкой КНР, которая запустила программу секвестра мощностей, но вместе с тем постепенно развивает качество изготовляемой металлопродукции. В этом же направлении будут постепенно развиваться и сами индийцы, и нельзя исключать, что в обозримой перспективе на рынке Украины появится не только индийская оцинковка (которая уже присутствует), но и автолист или, скажем, длинномерный прокат с покрытием. (МинПром/Металл Украины и мира)