Путь иранской сталелитейной промышленности к достижению целей по наращиванию потенциала к 2025 году оказался ухабистым, и каждый год возникают новые проблемы, отмечает Financial Tribune. Иранские сталевары стремятся увеличить выходную мощность производства сырой стали до 55 миллионов тонн в год к предельному сроку в соответствии с целями, установленными в 20-летнем плане видения (2005-2025).
“До сих пор осталось много миль, так как промышленность достигла в настоящее время производства только более 30 миллионов тонн в год”, – заявил министр промышленности, горнодобывающей промышленности и торговли Ирана Мохаммад Шариатмадари. В течение последних трех лет “Foolad Technic International Engineering Company” изучает иранский рынок стали и промышленность в рамках проекта “Мониторинг всеобъемлющего стального плана”.
План был впервые представлен в 2004 году и включен в четвертый пятилетний план развития (2004-2009) в следующем году. План был пересмотрен в 2007 году под названием “Стратегия промышленного развития Ирана”, в котором впервые была озвучена цель производства 55 миллионов тонн стали в год. Однако грандиозный план столкнулся с более значительными препятствиями, чем ожидалось, что привело к тому, что FIECO вмешалась в мониторинг промышленности и подготовила отчеты об его недостатках.
Недостаток железной руды, который был основным пунктом обсуждения в предыдущие годы, все еще вырисовывается. По данным FIECO, у Ирана есть 5 миллиардов тонн оценочных запасов железной руды и 3,1 миллиарда тонн доказанных запасов. Доступной суммы хватит для производства 55 миллионов тонн сырой стали в год. Однако основной проблемой является поддержание производственного показателя после 2025 года.
Прогноз FIECO, основанный на состоянии рынка стали, гласит, что в лучшем случае для Ирана потребуется около 1,1 миллиарда тонн руды к 2025 году, то есть, если сталевары будут использовать до 85 % своей мощности. Оставшиеся запасы будут достаточными для питания промышленности всего лишь в течение 15 лет. Однако по более реалистичным прогнозом, основанным на недоиспользовании мощностей Ирана, необходимо будет использовать 65-75% установленных мощностей, что потребует соответственно 830-960 млн. тонн руды. В этом случае резервы будут соответственно сохранятся в течение 18 -22 лет.
Правительство Ирана определило недостатки в государственном холдинге, занимающемся разработкой и обновлением иранской горнодобывающей промышленности и шахт, а также в компании по добыче и поставке полезных ископаемых Ирана, которая в настоящее время ведет геологоразведочные работы в 27 минеральных зонах по всей стране.
В настоящее время, результаты оказались меньше, чем предполагалось, поскольку недофинансирование и нерешительность частного сектора для участия в разведке препятствовали этому процессу. FIECO полагает, что Иран должен производить 154 миллиона тонн железной руды и 80 миллионов тонн концентрата каждый год после 2025 года. Понимая, что это потребует нескольких вещей:
- Увеличение инвестиций в геологоразведку, особенно в глубокие подземные исследования, в которых Иран по-прежнему испытывает проблемы из-за отсутствия необходимых технологий.
- Привлечение местных и иностранных инвесторов к расширению цепочки производства железной руды.
- Решение проблемы дефицита железорудного концентрата в размере 9 миллионов тонн к 2025 году, что, скорее всего, потребует начала импорта и развития соответствующей портовой инфраструктуры страны.
- Иран мог бы также разработать новые методы обогащения железосодержащей железной руды с низким содержанием, чтобы использовать свои ограниченные запасы. Среднее содержание руды в Иране составляет около 46 %.
- Правительство Ирана может помочь финансировать мелкие и средние рудники для создания заводов по производству концентрата в непосредственной близости от железорудных рудников, для снижения издержек и повышения эффективности масштаба.
- В крайнем случае, правительство могло бы инвестировать или покупать железорудные рудники в богатых рудами странах для поддержания уровня промышленного сырья. Если это получится, сталелитейные заводы, расположенные на южном побережье Ирана, получат большую выгоду из-за снижения транспортных расходов.
Следующим узким местом является слаборазвитый транспортный сектор, который не имеет возможности перевозить объемы, запланированные на 2025 год. По данным FIECO, железнодорожная транспортная система должна быть способна к 2025 году перевозить 105 миллионов тонн стальной продукции, включая 16 миллионов тонн железной руды, 4 миллиона тонн угля, 32 миллиона тонн железорудного концентрата, 31 миллион тонн окатышей, 5 млн. тонн железа с прямым восстановлением и 17 млн. тонн стали.
На данный момент общая пропускная способность железнодорожного транспорта Ирана составляет около 40 миллионов тонн, из которых 28 миллионов приходится на металлопродукцию. К 2025 году общая цифра должна увеличиться до 202 миллионов тонн и 105 миллионов тонн для стальной продукции.
Помимо проблемы объема перевозок, также существует ограниченная площадь, охваченная железнодорожной системой. Национальная железнодорожная сеть Ирана протянулась на 13 000 километров к концу прошлого 1395 финансового года (март 2016-март 2017). К концу 2025 года эта цифра должна достичь 25 000 километров.
С другой стороны, автомобильные перевозки способны перевозить в общей сложности 388 миллионов тонн, из которых 66 тонн – это минеральные продукты. Общая мощность должна достичь 457 миллионов тонн к 2025 году, 85 миллионов из которых предназначены для металлопродукции.
Иранские морские средства, наиболее удобная форма транспортировки стальной продукции с заводов, расположенных в южных частях страны, способны перевозить в общей сложности 145 миллионов тонн товаров, из которых минеральные продукты, составляют 31 миллион тонн. Морские перевозки должны достичь 210 миллионов тонн к 2025 году, 50 миллионов из которых должны быть предназначены для металлопродукции.
Развитие железных дорог, автомобильных и морских перевозок, по данным FIECO, требует 4,8 млрд. евро, 1,3 млрд. евро и 560 млн. евро инвестиций, соответственно.
Некоторые из проблем, сдерживающих развитие транспорта, включают в себя отсутствие надлежащих инвестиций, более высокую стоимость железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта из-за субсидируемых расходов на топливо и затяжных санкций, которые повышают затраты на морские маршруты.
“Наши железные дороги не имеют необходимой возможности для транспортировки всех наших минеральных продуктов, а ограничения по погрузке и разгрузке в доках, которые не могут обрабатывать более 30 000 тонн, увеличивают наши окончательные цены. Мы не можем конкурировать [на международном уровне], даже несмотря на то, что у нас есть более дешевые энергетические издержки”, – заявил в августе глава IMIDRO Мехди Карбасян. (Iran.ru/Металл Украины и мира)