Металл Украины и мира

Украина: СМИ раскрыли схему поставок ильменита на “Крымский Титан”

“Крымский Титан” – химический завод украинского олигарха Дмитрия Фирташа в оккупированном Армянске, для работы которого требуется ильменитовая руда. После прекращения грузовых перевозок в оккупированный Крым по железной дороге, в обход санкций ильменит уже не один год доставляют морем. Сначала это была контрабанда ильменита из украинских месторождений через порт в Ильичевске, пишет Центр журналистских расследований.

Сейчас схема имеет новый маршрут: из турецкого порта Самсун руду доставляют в Керченский пролив, где рейдовой перевалке порта “Кавказ” перегружают на российские суда и отправляют в керченский порт Камыш-Бурун.

В последние месяцы в схеме поставок ильменита появились и суда под украинским флагом. Они записаны на три компании с одним адресом в Херсоне, однако легализованной в Украине является только одна из них.

В 2016-м году четыре судна за 10 ходок из порта “Южный” под Одессой вывезли около 115 000 тонн ильменитовой руды. По документам груз шел в порт “Кавказ” в РФ, но не доходил. Суда заходили в Керченский пролив, где несколько дней останавливались на рейде и переваливали груз на российские сухогрузы, и уже потом доставляли его в Керчь.

Журналистам удалось задокументировать всю цепь поставки ильменита.

“Эта схема сейчас почти безупречна. То есть, документы в украинском порту выписаны на российский порт “Кавказ”, ильменит не подпадает ни под какие запреты. Они идут в Россию, там выгружают. Берут российские документы, о том что выгрузили. А куда дальше пойдет этот груз ильменита – до этого судовладельца или судебного менеджера, или брокера – не имеет никакого отношения. Их ответственность закончилась”, – рассказывал тогда Андрей Клименко, председатель наблюдательного совета Фонда “Майдан иностранных дел”.

Военная прокуратура, которая расследовала уголовное производство по фактам поставок ильменита в Крым, почти год добивалась от правительства в лице первого вице-премьера Степана Кубива наложения санкций на компанию Фирташа “Юкрейниан Кемикал Продактс”. По закону ее должны лишить лицензии на ведение внешнеэкономической деятельности.

В результате, поставки украинского ильменита из порта “Южный” прекратились. В схеме “появился новый маршрут по поставкам теперь уже импортного сырья. Но принцип тот же. Суда грузятся сырьем для “Крымского титана” в портах Норвегии и Турции, заявляют заход в российский порт “Кавказ”, а затем на рейдовой перевалке в Керченском проливе перегружают сырье на российские суда, и доставляют ее в керченский порт Камыш-Бурун.

До сих пор это были суда с флагами третьих стран, однако в последние месяцы появились нарушители под украинским флагом. 8 января 2018 в Керченский пролив прибыло судно “нефтерудовозы 45 M”, которое доставило и перегрузило на рейде порта “Кавказ” около 3000 тонн ильменитовой руды. По украинскому морскому регистру, судно принадлежит херсонскому ООО “Транспортный судоходный менеджмент”.

После многочисленных попыток Центра журналистских расследований все-таки удалось поговорить с основателем компании – владельца судна “нефтерудовозы 45 M” Максимом Молчановым. Правда, интервью на камеру давал его представитель, юрист Роман Миенко. Впоследствии пришел и письменный ответ на информационный запрос.

“Получив заказ на фрахт нашего судна, мы проверили разрешен ли к перевозке груз, не находится под санкциями грузоотправитель или грузополучатель, и куда нам следует доставить груз. Груз доставлялся в порт “Кавказ”. То есть, никаких нормативных актов Украины нами нарушено не было. Никоим образом, ни одного захода, ни одного из наших судов в порты Крыма, которые находятся под санкциями – этого не было “, – уверял Роман Миенко, представитель ООО “Транспортный судоходный менеджмент”.

В компании также утверждают, что ильменит перевозили впервые и убеждали: если бы знали, что груз дальше направится в Крым, то от заказа отказались бы. Назвать отправителя и получателя ильменитовой руды судовладелец отказался. Зная наверняка страну происхождения груза, представитель компании намекает, что ильменит был из Украины.

“Изучив этот вопрос более глубоко, можно выяснить, что существует довольно мало месторождений с этим сырьем. И большинство из них находится именно в Украине. Возникает вопрос, каким образом это вещество уже оказалась в Турции? То есть, груз нами было получено от иностранной компании именно в Турции. Именно в Турции прошла нагрузки нашего теплохода. И следовал он исключительно в порт “Кавказ”, где и была совершена его разгрузка”, – рассказал Роман Миенко.

По этой же схеме в январе отработало еще одно судно – “нефтерудовозы 46 M”, которое по украинскому Регистру судоходства принадлежит компании Medeks Holding Ltd, а портом приписки указан Херсон.

Интересно, что в международных базах судовладельцем обоих “нефтерудовозы” значится компания TBS Shipping Company LLC, которая указана как украинская компания, находится по тому же адресу на улице Пилипа Орлика, 14 в Херсоне, что и офис “Транспортная судоходного менеджмента”.

Однако в украинских реестрах найти юридическое лицо TBS Shipping Company или аналог ее названия в украинской транскрипции нам не удалось. Что это значит? Представитель ООО “Транспортный судоходный менеджмент” утверждает, что это – одна и та же компания.

“Регистрируя предприятие, мы отмечаем название предприятия на украинском языке, в дальнейшем – по желанию субъекта – или английском, или раньше был еще русский язык. Аббревиатура Общества с ограниченной ответственностью и название TBS Shipping это и есть – “Транспортный судоходный менеджмент”. То есть, это компания одна и та же”, – объясняет Роман Миенко.

Центр журналистских расследований приобрел полную письменную выписку из Единого государственного реестра. Как оказалось, название на иностранном языке ООО “Транспортный судоходный менеджмент” в реестре отсутствует. Данных о существовании TBS Shipping Со в украинской юрисдикции нет.

Итак, единственной легализованной в Украине компанией, зарегистрированной в Херсоне на ул. Пилипа Орлика, 14, является ООО “Транспортный судоходный менеджмент”.

Впрочем, упоминания о TBS Shipping в украинских СМИ имеются. Летом прошлого года моряки судна “Palladiy”, оператором которого указана эта компания, не получив денег за работу, подняли забастовку. На видео старпом судна показывает отчеты о начислении заработной платы от крюинговой компании TBS Shipping.

“Экипаж, отработал, должен получить расчет, если он списывается. Нам предлагают, чтобы мы без расчета списались. Расчета нам пока никто не обещал. И мы отказываемся покидать судно и не покинем. Мы будем здесь стоять насмерть”, – рассказывал старший помощник капитана сухогруза” Palladiy “Евгений Барабаш.

В феврале в схеме поставок ильменита в Крым появилось еще одно судно – “Hermes”, ходящее под флагом Комаровых островов, владельцем которого указывается компания Atlantic shipping co. Ltd, которая тоже имеет херсонская адрес. На прошлой неделе “Hermes” доставил из турецкого порта Самсун 5000 тонн ильменитовой руды, которую без захода в заявленный порт “Кавказ”, перегрузили в районе якорной стоянки порта № 451, после чего доставили в Крым.

Итак, Херсон стал своего рода офисным хабом перевозчиков ильменита для завода Фирташа в Крыму. 7 февраля схемы поставок ильменита на оккупированный полуостров обсуждали на совещании в представительстве президента Украины в АРК при участии крымских силовых структур и администрации морских портов.

“Можно с грустью констатировать, что, к сожалению, в рамках уголовных производств происходит определенная политизация вопросов, когда речь идет о каких-то общие вещи. И забывают о тех пособий, и те структуры, которые непосредственно осуществляют такое судоходство. Это касается судовладельцев, крюинговых компаний, страховых компаний. Общеизвестно даже гражданским, что такие лица работают на материковой части, имеют офисы, соответствующие фирмы “, – сообщил Борис Бабин, представитель президента Украины в Автономной Республике Крым.

Корень проблемы, по словам Бориса Бабина, это – коррупция и отсутствие морской администрации Украины как органа центральной власти. Постановление о создании Государственной службы морского и речного транспорта Украины Кабмин принял еще 6 сентября 2017, а опубликована и вступила в действие она была только 17 января 2018.

“У нас на сегодняшний день нет Морской администрациии. Есть чиновники Укртрансбезпекы, является администрация морских портов, и есть Мининфраструктуры. К сожалению, можно прямо говорить, что через коррупционные риски с этими структурами на уровне отдельных должностных лиц большого желания общаться любая коммерческая структура не имеет, потому что они не так богаты, чтобы общаться с нашими чиновниками. Информация не получается, взаимодействия нет, документы не поступают. А эти документы могли бы быть доказательствами по уголовным производствах “, – отметил Борис Бабин.

Представительство президента Украины в АРК направило обращение к Петру Порошенко с просьбой проверить эффективность деятельности правоохранительных органов по расследованию схем поставок ильменита на оккупированную территорию.

Между тем судно “Hermes” после перевалки ильменита перешло на якорную стоянку № 471 Керченского порта, а 12 февраля вышло курсом на порт Мариуполь. Таким образом, судно вероятно незаконно зашло в акваторию закрытого Керченского порта и нарушило порядок в “езду на временно оккупированную территорию АР Крым.

Утром 13 февраля “Hermes” зашел в порт Мариуполя и пришвартовался у причала ООО СРЗ (судоремонтного завода) – грузиться соевым шротом для покупателя из Китая.

По состоянию на 15 января Hermes находится в Мариуполе. По информации из Мариуполя, судно осмотрели пограничники. В Государственной пограничной службе пока не предоставляют информацию о результатах осмотра судна и судебных документов. Следим за действиями правоохранителей дальше. (ghall.com.ua/Металл Украины и мира)

Exit mobile version