Металл Украины и мира

Россия: Электромобилей не хватит для создания дефицита на рынка лития и кобальта?

Рост спроса на литий и кобальт в последние годы со стороны производителей аккумуляторов, гаджетов и электромобилей привел к удорожанию металлов в три-пять раз. Это вызвало к жизни массу проектов, и уже к 2019-2020 годам рынки будут профицитными, полагают в АКРА. Но “Росатом” и “Норникель” и так не планируют заметно наращивать объемы выпуска металлов.

Рейтинговое агентство АКРА опубликовало прогноз развития до 2022 года рынков лития и кобальта. Эти металлы, используемые в производстве аккумуляторов, подорожали в 2015-2018 годах на 150% и 260% соответственно на фоне роста спроса со стороны производителей электромобилей. CRU по заказу Glencore подсчитало, что к 2030 году на электромобили придется 30% всех продаж автотранспорта, или 31,7 млн. единиц. С другой стороны, рынок лития станет профицитным уже к 2019 году, а кобальта – в 2020 году.

Запасы лития в России, по оценке экспертов АКРА Максима Худалова и Натальи Пороховой, составляют около 900 тыс. тонн. Ресурсы в мире, по данным USGS,- 40 млн. тонн, запасы – 14 млн. тонн (крупнейшие – в Чили и Китае). Но выпуск лития в России к 2022 году может вырасти всего на 31% (до 2 тыс. тонн) при предполагаемом росте производства в мире более чем вдвое – до 90,3 тыс. тонн, прогнозируют в АКРА. В РФ литий выпускают подконтрольные “Росатому” Химико-металлургический завод и Новосибирский завод химконцентратов, есть планы по переработке отвалов месторождений Уссурийского края у “Русала”. Эксперты АКРА отмечают, что доля России на мировом рынке лития (около 4%) может снизиться до 2-3% из-за значительного роста добычи в Китае, Южной Америке и Австралии. “Мы не видим крупных проектов в РФ, которые находились бы в финальной части реализации, а полноценная разработка проекта по производству лития с нуля требует более семи лет до начала добычи”, – отмечают в АКРА.

Запасы кобальта в РФ составляют 250 тыс. тонн, в мире – 7,1 млн. тонн, из которых половина – в Конго. Прогнозы АКРА по выпуску кобальта в РФ более оптимистичные: к 2022 году объемы могут вырасти до 8,76 тыс. тонн со средних 5-5,5 тыс. тонн в 2014-2017 годах, обеспечивая рост на 60-75%. Мировое производство должно вырасти на 56,5%, до 151,8 тыс. тонн, а потребление – на 41,5%, до 148,6 тыс. тонн. Доля РФ на мировом рынке, сейчас составляющая 5%, к 2022 году может вырасти до 8%.

Единственный производитель кобальта в РФ сейчас ГМК “Норильский никель”, раньше металл выпускали “Южуралникель” и “Уфалейникель”. В 2016 году “Норникель” продал 5 тыс. тонн кобальта примерно на $115 млн., в 2017 году продажи металла в физическом выражении снизились на 40% (до 3 тыс. тонн, или $126 млн.), следует из данных ГМК. При этом экспорт кобальта и изделий из него из РФ, по данным ЕЭК, в 2017 году составил 5 тыс. тонн, или $61,8 млн. В “Норникеле” “Ъ” сообщили, что в прошлом году “часть кобальта была реализована в виде полупродуктов, часть поступила в составе концентрата на Harjavalta (финский актив ГМК.- “Ъ”) и переработана за рубежом”. В ГМК отмечают, что у компании нет возможности отдельно добывать кобальт и резко нарастить его производство, поскольку все металлы компании находятся в одной руде. Glencore планирует нарастить добычу к 2020 году в 2,5 раза, до 63-66 тыс. тонн.

При этом, как отмечает АКРА, традиционно доминирует на рынке Китай, крупнейший производитель аккумуляторов. Страна “контролирует до 20% известных мировых запасов лития”, участвует в предприятиях, контролирующих еще 40% мировых запасов. Китай также обеспечивает до 80% химического производства кобальта и “широко вовлечен в добычу на территории Конго”. Консорциум китайских предприятий в 2009 году создал с конголезской государственной Gecamines СП Sicomines, заявив об инвестициях в инфраструктуру Конго до $6 млрд. в обмен на поставку КНР 10 млн. тонн меди и 600 тыс. тонн кобальта. Но на страну давят, отмечают в АКРА. Сделка по Sicomines уже была трансформирована под давлением МВФ, западные компании постоянно поднимают вопрос законности приобретения кобальта у мелких поставщиков, эксплуатирующих детский труд. (КоммерсантЪ/Металл Украины и мира)

Exit mobile version