Металл Украины и мира

Украина: “Интерпайп” преуспевает в диверсификации

В течение четырех лет компания, оказавшись в состоянии ограниченного дефолта из-за утраты российского рынка, вполне преуспела в переориентации товарных потоков на другие регионы и в минувшем году впервые существенно нарастила объемы продаж.

В январе руководство международной трубно-колесной компании (ТКК) “Интерпайп” сообщило о начале процесса оптимизации структуры собственного бизнеса и внедрения новой модели управления своими профильными активами. Сталелитейные, колесные и трубные производства были объединены в соответствующие дивизионы, информируют Экономические Известия.

В дивизион стальной продукции были включены “Интерпайп Сталь”, “Интерпайп Втормет” и известковая фабрика, а также подразделения по продаже стальной заготовки и по закупке лома. В дивизион железнодорожной – колесопрокатный цех, а также цех по производству железнодорожных осей и колесных пар завода “Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод (НТЗ)” и соответствующее управление продаж. В дивизион трубной – трубопрокатные цеха завода “Интерпайп НТЗ”, “Интерпайп Новомосковский трубный завод (НМТЗ)” и “Интерпайп Нико-Тьюб”, а также соответствующие управления по сбыту.

ТКК “Интерпайп” входит в десятку крупнейших компаний мира, специализирующихся на выпуске бесшовных труб, а также является третьим по величине производителем цельнокатаных железнодорожных колес в мире. В 2012 г. предприятия компании произвели более 1,2 млн. т трубной и колесной продукции. Тогда же объем продаж трубной продукции вырос на 12%, до 1,022 млн. т, а колесной – на 24%, до 211 тыс. т. Вся она была реализована в более чем 80 стран мира через сеть торговых офисов, размещенных на ключевых для компании рынках СНГ, Ближнего Востока, Северной Америки и Европы. Тем не менее, как раз этот же год она закончила с чистым убытком в размере $72 млн. Ее совокупная задолженность к началу 2013 г. превысила $1 млрд., а текущая – $300 млн.

Уже к осени 2013 г. руководство “Интерпайпа” было вынуждено официально объявить о необходимости переноса даты погашения долговых обязательств компании в размере $106 млн. с 1 ноября 2013 г. на более поздний срок. При этом оно заверило кредиторов, что выплаты процентов по всем займам будет и далее производить в полном объеме. Однако наряду с этим топ-менеджмент компании также был вынужден инициировать проведение переговоров с группой банков-кредиторов о реструктуризации всей ее задолженности вообще.

В результате в сентябре 2013 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) “Интерпайпа” с “B-” до “C”. Месяц спустя РДЭ был снова понижен – на сей раз с “C” до “RD”, то есть до уровня ограниченного дефолта.

Как подчеркивали представители Fitch, основной причиной нехватки средств у компании для плановых выплат по ее долговым обязательствам стало упразднение квоты на беспошлинный ввоз трубной продукции в страны Таможенного союза (ТС), доля которых в структуре ее продаж традиционно составляла 25-30%, что нанесло ощутимый удар по ее рентабельности. “Размер действующих пошлин заведомо выше уровня рентабельности трубного бизнеса “Интерпайпа”, а потому значительная часть поставок на этот рынок оказалась убыточной”, – пояснял аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк.

Это подтверждали и в самой компании. “Главной причиной смещения графика выплат по кредитам стало неблагоприятное положение дел на внешних рынках и, прежде всего, снижение объемов продаж трубной продукции и их доходности в России и странах ТС”, – уточнял генеральный директор “Интерпайпа” Александр Киричко.

В силу этих причин в конце 2013 г. – начале 2014 г. руководство “Интерпайпа” выработало новую маркетинговую стратегию, целью которой стала переориентация в течение 3-4 лет примерно 30% выпускаемой продукции на новые рынки сбыта.

“Позиции компании как глобального игрока позволят ей это сделать, – выражал уверенность Киричко. – В 2014 г. она начнет реализацию стратегии диверсификации, в рамках которой ключевыми рынками роста объемов продаж станут страны Ближнего Востока, Южной Америки и Европы”.

Напомним, что положение “Интерпайпа” на российском трубном рынке неуклонно ухудшалось чуть ли не на протяжении всей истории независимой Украины. Однако особенно неблагоприятным оно оказалось в 2011-2013 гг. Так, летом 2011 г. Комиссия ТС приняла решение о продлении уже действовавших в течение пяти лет антидемпинговых пошлин на ввоз стальных труб из Украины до ноября 2015 г. “Их размер на разные виды труб производства ТКК “Интерпайп” колебался в пределах 18,9-19,9%, а для других отечественных производителей достигал 37,8%”, – уточнял аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка.

Наряду с этим, данное решение предусматривало установление квоты на беспошлинные поставки этих же видов трубной продукции. На 2011 г. ее размер составлял 300 тыс. т, на 2012 г. – столько же, а на первое полугодие 2013 г. – 120 тыс. т. Предполагалось, что на второе полугодие 2013 г. будет установлена такая же квота, как и на первое, однако этого не произошло. В результате действие антидемпинговых пошлин было распространено на всю украинскую трубную продукцию указанных видов.

Таким образом, если в 2012 г. предприятия ТКК “Интерпайп” произвели чуть более 1,1 млн. т стальных труб и смогли реализовать на рынке ТС по квоте 27% этого объема, то в первом полугодии 2013 г. при объеме производства почти 515 тыс. т – уже 23%.

Переориентация невостребованного в ТС объема на другой традиционный для компании рынок сбыта – в страны Европейского союза (ЕС) – была заведомо невозможна, поскольку там тоже уже длительное время действовали антидемпинговые пошлины на ввоз трубной продукции из Украины.

“В частности, на бесшовные трубы – от 12,3 до 25,7%, на сварные – от 10,7 до 44,1%. В таких условиях в 2013 г. объем реализации “Интепрайпа” на этом рынке составил лишь 69 тыс. т труб или 8% от общего объема продаж”, – уточнял Дзвинка. Исходя из этого эксперты полагали, что, поскольку эти пошлины являются защитной мерой и установлены на довольно низком уровне, ни пересмотра, ни отмены не будет, и вследствие этого переориентировать невостребованные в ТС объемы продукции на рынок ЕС “Интерпайпу” не удастся.

Тем не менее, уже в конце января 2014 г. руководство компании сообщило о том, что она приступила к выпуску нового вида продукции – бесшовных труб увеличенного диаметра по стандартам ГОСТ и EN, предназначенных для реализации именно на европейском рынке.

Но, главное, к концу октября 2017 г. “Интерпайпу” удалось договориться с мировым лидером в сфере производства премиальных трубных продуктов для нефтегазовой промышленности, энергетического сектора и других отраслей – французской компанией Vallourec – о сотрудничестве в форме совместного предприятия (СП) Hold Co по производству стальных бесшовных труб для стран ЕС.

Полгода спустя – 18 апреля этого года – партнеры сообщили о том, что с осени 2018 года начнут совместный выпуск линейных труб, труб общего назначения, а также продукция для машиностроения.

“Трубы, произведенные “Интерпайпом”, будут проходить отделку и контроль качества на финишной линии, которая будет создана в рамках СП, построена на базе завода “Интерпайп Нико-Тьюб” и передана в управление Vallourec”, – уточнили в пресс-службе “Интерпайпа”. При этом сбыт продукции Hold Co на рынке ЕС под брендом Vallourec позволит “Интерпайпу” обойти какие бы то ни было защитные меры и все-таки увеличить объемы реализации собственной продукции в Европе.

Так же в период утверждения новой маркетинговой стратегии “Интерпайпа” – в начале 2014 г. – эксперты предполагали, что из-за антидемпингового расследования в отношении ввоза трубной продукции в США компании не удастся нарастить объемы продаж своей продукции и на этом рынке. Действительно, после его окончания в середине июля 2014 г. на ввоз в США нефтегазовых труб, произведенных в Украине, была установлена пошлина в размере 6,73%.

Однако, одновременно с этим между властями США и Украины было заключено Соглашение о приостановке действия этой пошлины до июля 2017 г., которое впоследствии было оставлено в силе до 10 июля 2018 г. Что, естественно, позволило “Интерпайпу” в достаточной степени использовать возможности и рынка США.

С другой стороны, в марте 2018 г. президент Дональд Трамп подписал распоряжение, которым установил тарифы на импорт стали на уровне 25%, алюминия – 10%. Новые тарифы вступили в силу 23 марта и касаются всех стран, кроме Канады и Мексики. Оставив в стороне конфликт, в первую очередь, с ЕС, отметим только, что именно в Украине “Интерпайп” является, по сути, единственным пострадавшим от такого увеличения.

И, наконец, тогда же эксперты отмечали, что одним из наиболее перспективных рынков сбыта для компании является Ближний Восток. В самом деле, еще в первом полугодии 2014 г. ее руководство предприняло ряд шагов для расширения ниши “Интерпайпа” в Иране и Ираке.

А в конце декабря 2016 г. компания освоила производство еще одного нового продукта – коротких переходников диаметром от 60,3 до 339,7 мм и длиной от 0,6 до 5 м со всеми типами резьб в соответствии с требованиями международного стандарта API для реализации в Украине, СНГ, Америке, Ближнем Востоке и Африке.

Как бы то ни было, но в первые три года после утверждения курса на диверсификацию рынков сбыта объемы производства и реализации продукции “Интерпайпа” существенно сокращались. Так, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. объемы продаж уменьшились на 29% и составили 600 тыс. т, в том числе трубной продукции – 507 тыс. т. При этом доля экспорта в общем объеме сбыта компании достигала 80%.

Однако, уже в 2015 г. “Интерпайпу” удалось радикально трансформировать структуру реализации трубной продукции: существенно увеличить долю европейского, до 22%, и ближневосточного, до 17%, рынков, а также рынков СНГ, до 20%, и Украины, до 21%. Соответственно доля ранее традиционного рынка РФ составила лишь 10%.

Таким образом если еще в 2015 г. компания и не смогла за счет роста объемов сбыта на других рынках перекрыть сокращение объемов продаж труб в РФ, то сделала все возможное для того, чтобы это произошло в обозримом будущем.

В 2016 г. по сравнению с 2015 г. объемы реализации продукции “Интерпайпа” уменьшились еще на 5% и составили уже 572 тыс. т, в том числе трубной – 458 тыс. т. При этом доля экспорта в общем объеме сбыта компании сократилась до 75%. Между тем она по-прежнему неуклонно наращивала объемы продаж труб в Европе, со 111 тыс. т до 124 тыс. т, и на внутреннем рынке, со 108 тыс. т до 118 тыс. т по сравнению. И, в конечном счете, в 2016 году суммарная доля реализации этого вида продукции на трех приоритетных для нее экспортных рынках – в Европе, Америке, Ближнем Востоке и Азии – впервые превысила 50%.

Наконец, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. “Интерпайп” существенно увеличил объемы сбыта продукции – на 35%, до 767 тыс. т, в том числе трубной – до 595 тыс. т. В частности, компания продолжала наращивать объемы продаж труб в Европе, до 136 тыс. т, и на Ближнем Востоке, до 81 тыс. т, а также в СНГ, до 35%, и в Украине, до 29%.

Вполне очевидно, что одним из ключевых факторов роста объемов реализации продукции компании стала благоприятная конъюнктура на всех рынках сбыта. Однако не менее очевидно и то, что воспользоваться этим фактором компания смогла благодаря собственной производственной и маркетинговой политике. И это свидетельствует о том, что, с одной стороны, “Интерпайп” все еще остается достаточно чувствительным к колебаниям конъюнктуры рынков сбыта, но, с другой, он уже является гораздо более устойчивым в плане их диапазона. (Экономические Известия/Металл Украины и мира)

Exit mobile version